Первый электромобиль почти на полвека опередил автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Уже в 1838 году англичанин Роберт Дэвидсон сконструировал электромобиль, в то время как Карл Бенц представил публике свое детище лишь в 1886 году.
Электромобиль Дэвидсона обладал очень маленькой скоростью, был огромен и слабо маневренен (ничего удивительного, ведь одной из составных частей этого чуда техники были ванны с серной кислотой). И, тем не менее, он взял хороший старт, и до первой мировой войны опережал по объему выпуска и даже по скорости передвижения автомобиль с ДВС. Например, к 1912 году в США было изготовлено более 10 тыс. электромобилей, в то время как автомобили с двигателем внутреннего сгорания лишь начинали постепенное «вползание» на рынок. Однако, в скором времени ситуация изменилась. Емкость аккумуляторов начала ХХ столетия была катастрофически низка – по крайней мере, для тех скоростей, которые требовались, и для тех расстояний, которые необходимо было преодолевать.
Также и современные аккумуляторы не слишком способны помочь электромобилю, особенно с учетом того, что средство передвижения сегодняшнего дня должно иметь не только колеса и возможность двигаться без помощи лошадей, но и бортовой компьютер, кондиционер, стереосистему и массу других электронных девайсов. Это однозначно определяет путь электромобиля от гаража и до розетки, но не далее.
Значит, будущее – за автомобилями с двигателями внутреннего сгорания? Ничего подобного.
Известный факт: КПД двигателя внутреннего сгорания составляет около 15-20%, а при езде в городском режиме так и вовсе не превышает 10%. То есть, 10-20% энергии сгоревшего топлива используется для разгона и передвижения, а все остальное благополучно выбрасывается в окружающую среду, добавляя проблем экологам. Если, к тому же, учесть тот факт, что запасы «черного золота» весьма ограничены, прибавить к нему прогнозы о том, что в очень даже ближайшем будущем нынешние месторождения углеводородов будут истощены, обратить внимание на то, что цены на нефть растут с такой же регулярностью и постоянством, как цены на золото, становится очевидным – автомобиль с двигателем внутреннего сгорания доживает последние дни. Его начало было легендой, расцвет – роскошен, но уже показался конец дороги.
Теперь рассмотрим с той же точки зрения электромобиль. Как известно, для выработки электричества отнюдь не обязательно наличие нефти. Электроэнергия может быть получена и другим путем, не требующим разработки земных недр. К примеру, существуют и прекрасно работают методики получения электроэнергии с помощью ветра, солнца, приливов и так далее. Все это источники вечные (по крайней мере, настолько же вечные, как и Земля, и Солнце, и Луна), а также возобновимые. То есть, израсходованная сегодня энергия прилива вернется завтра. А вот израсходованная сегодня нефть так не поторопится (разве что осядет на легких автомобильным выхлопом).
Кроме того, электромобиль способен рекуперировать энергию торможения в электричество путем переключения приводного электродвигателя в режим генератора. Таким образом, в городском режиме электромобиль «возвращает» до 30% энергии, которая затрачивается им на движение. Простой расчет показывает, что при этом КПД электромобиля составляет около 40-50% - несравнимо с КПД автомобиля с ДВС!
Что же касается вредных выбросов, то в случае электромобиля о них можно практически забыть.
И многие автомобильные компании начинают разворачиваться в сторону электромобилей. На рубеже столетий General Motors начал серийный выпуск электромобиля EV1, спортивного купе. Правда, проект был свернут в 2003 году, так как автомобиль оказался очень дорогим. Недавно появился Tesla Roadster – электросуперкар, способный разгоняться до 100 км/ч за 4 сек., с максимальной скоростью 209 км/ч и с возможностью ехать без подзарядки до 400 км. Tesla Roadster – автомобиль «на батарейках», то есть, на литий-ионных батареях, которые могут заряжаться от обычной розетки. Правда, время зарядки около трех с половиной часов, но если речь не идет о дальних поездках, то для езды в городском режиме запаса вполне хватает, ну а на ночь автомобиль может быть подключен к «кормящей маме» - розетке. И несмотря на то, что в мире разворачивается кризис, а цена на Tesla Roadster отнюдь не демократична (около $100-120 тыс.), желающих приобрести это чудо техники много.
Фактически, основная проблема электромобилей сегодня – сложности с заправкой. Но ведь когда жена Карла Бенца, фрау Берта, отправилась в свой знаменитый автопробег, который и доказал жизнеспособность и практическую ценность автомобилей с ДВС, заправляться ей пришлось в… аптеках! Потому что топливо можно было приобрести только там. Правда, оно не называлось автомобильным топливом, а – лекарством от кожных болезней, и продавалось в аптекарских пузырьках. Это уже позже, с повсеместным распространением автомобилей с ДВС, были построены автозаправки на каждом углу планеты. Стоит электромобилям подешеветь – как «электрозаправки» наводнят мир.
Весь вопрос – в технологиях. А они-то как раз развиваются стремительнейшими темпами, и в ближайшем будущем ожидается практически повальный переход на электромобили: экологичные, экономные, скоростные, с высоким КПД. Именно им принадлежит будущее.
София ВАРГАН