Для людей сведущих объяснять, что такое хедж-фонды, нужды нет. Для тех же, кто подзабыл или хочет проверить свои представления об этом финансовом институте, напомним: хедж-фонд это частное инвестиционное партнёрство, функционирующее на принципах коллективного инвестирования, объектами которого могут выступать классические ценные бумаги (акции, государственные и частные облигации и т.п.) и производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы и т.д.).
Название хедж-фондов может несколько вводить в заблуждение - их деятельность не ограничивается хеджированием (то есть операциями, обеспечивающими снижение рыночного риска по другим сделкам, операциям или позициям). В силу того, что хедж-фонды имеют возможность работы на различных рынках (не только финансовых, но и на рынках различных групп товаров и услуг), у них появляется больше потенциальных источников доходов.
Кроме того, от других инвестиционных институтов (от тех же паевых инвестиционных фондов) хедж-фонды выгодно отличаются тем, что делают деньги за счёт абсолютной прибыли и получают доходы в условиях в первую очередь нестабильности рынка, будь то колебания вверх или вниз. Таким образом, хедж-фонды имеют свободу в выборе стратегии своей деятельности, что ведёт к большей гибкости в реакции на изменение ситуации и постоянном поиске новых источников доходов. Очевидно, что хедж-фонды, занимающиеся исключительно хеджированием рисков, принесут минимум прибыли, которой едва хватит для покрытия потерь от инфляции. Куда более прибыльны мультистратегийные фонды, производящие операции в различных сферах.
Все эти обстоятельства обусловили быстрый рост популярности хеджфондов с начала 1990-х годов, что привело к стремительному притоку инвестиций в эти фонды. По оценкам экспертов, к 2007 году общий размер активов хедж-фондов достигал суммы в 1 триллион долларов, а ежегодный приток денежной массы в эту «индустрию» составлял около 100 миллиардов долларов США. В нашей стране до 2008 года хедж-фонды отсутствовали из-за несоответствий законодательного характера, так что желающие поучаствовать в этом бизнесе россияне должны были вкладывать деньги в зарубежные фонды через зарубежные же банки. Принятые в прошлом году поправки в законодательство РФ открыли путь хедж-фондам на наш рынок, однако в условиях кризиса бурного роста их числа в нашей стране вряд ли можно ожидать.
Классификаций хедж-фондов можно привести множество, установив в качестве критерия хоть сумму «входного билета» в них, хоть сферу инвестиций. Однако наиболее глобальным будет деление фондов по используемой стратегии вложения капитала. Основные стратегические установки могут быть разделены на следующие:
- снижение риска до минимума и получение прибыли за счёт манипуляций по коротким и длинным позициям по, соответственно, переоценённым или недооценённым акциям;
- своего рода спекулятивная игра на разнице, возникающей за счёт умелой покупки недооценённых участниками рынка компаний и своевременной продаже по максимальной цене акций переоцениваемых корпораций;
- моментальная реакции на такие единовременные и способные вызвать резкие колебания на рынке события, как слияния и поглощения крупнейших игроков, банкротство или рейдерские захваты тех или иных компаний.
В соответствии с указанными стратегиями хедж-фонды могут быть:
- арбитражными, собирающими «сливки» от разницы стоимости тех или иных товаров;
- спекулятивными, построенные на быстрой реакции на резкие изменения финансовой конъюнктуры;
- гарантирующими возврат капитала при низком уровне прибыли;
- фондами фондов, то есть вкладывающими деньги своих инвесторов в другие хедж-фонды;
- оффшорными, то есть значительную часть своих доходов получающие за счёт регистрации в регионах с упрощёнными системами налогообложения.
Довольно длительное время считалось, что хедж-фонды являются едва ли не беспроигрышным вариантом вложения капитала, акцентировались их выигрышные стороны, в первую очередь якобы полное отсутствие риска потерять свои инвестиции в эти организации. Однако не всё так радужно и беспроблемно.
В первую очередь, в хедж-фонд не так уж легко попасть, обычно минимальные взносы для участия в них составляют около 1 миллиона долларов, а к претендентам на вступление предъявляются требования по предоставлению данных о том, что их ежегодный доход составляет не менее 200 тысяч у.е. Правда, в последние годы, учитывая ажиотаж по поводу хедж-фондов, стали появляться организации принимающие вклады и по 10000 евро, однако об их надёжности говорить рано.
Также из хедж-фонда не так просто изъять деньги, эта процедура затянется в лучшем случае на несколько месяцев, что не слишком хорошо в ситуациях, когда деньги требуются сверхсрочно. Хедж-фонды весьма непрозрачные для внешних проверок финансовые учреждения. С одной стороны, конфиденциальность даёт преимущества в бизнесе и привлекательна для инвесторов, с другой, возрастает опасность «проглядеть» внутренние махинации, от которых никто не застрахован. Не стоит забывать и о том, что управляющие хедж-фондами очень высоко ценят свою работу и получают процент от прибыли, в среднем составляющий от 20 до 30 %, а в иных случаях достигающий и доброй половины.
Учитывая род деятельности хедж-фондов, основанной на финансово-экономических колебаниях, в результате неверно принятого решения, неожиданно изменившейся ситуации на рынке или множества других факторов наряду с солидными доходами возможны и серьёзные убытки. Принцип «если кто-то выигрывает, кто-то обязательно проиграет» никто не отменял.
Ну и, наконец, хедж-фонды проявили свою уязвимость на фоне мирового финансового кризиса. Первоначальная паника, воцарившаяся в мире в середине 2008 года, отразилась и на хедж-фондах. Дело в том, что, как известно, «родиной» кризиса стали Соединённые Штаты, а для хедж-фондов главным инструментом минимизации рисков, наиболее надёжным инструментом считались краткосрочные облигации федерального резерва США. Впрочем, вскоре, всё вернулось на круги своя, весь мир снова стал вкладывать деньги в американскую экономику для её (и своего) спасения. Однако подкралась другая беда - кризис есть кризис, у инвесторов хедж-фондов возникли проблемы с ликвидностью, возникла необходимость спасения своих собственных компаний. В результате начался массовый отток денег из фондов: объём активов хедж-фондов в 2008 году снизился почти на 30%, до 1,4 триллиона долларов (440 миллиардов фонды потеряли из-за убытков, 155 миллиардов - из-за оттока средств инвесторов). 2009 год принёс лишь относительное изменение динамики: в январе инвесторы вывели 95 миллиардов, в феврале 25 миллиардов у.е. И прогнозы неутешительны - финансисты полагают, что до конца 2009-го хедж-фонды «похудеют» ещё почти на полтриллиона.
Таким образом, вкладывание денег в хедж-фонды сегодня не выглядит надёжным капиталовложением. Мало того, что экономическая ситуация сегодня непредсказуема, что не способствует выгодному вложению капиталов. Многие фонды непременно разорятся, а те, которые останутся на плаву, в условиях оттока инвесторов будут крайне заинтересованы в привлечении новых, что может привести управляющих как к «замораживанию» рисков и, соответственно, сведению прибыли почти к нулю, так и к полуавантюрным рискованным шагам.
Александр Бабицкий