Сакраментальная фраза почтальона Печкина «До чего техника дошла!» из мультфильма «Зима в Простоквашино» может быть смело применима и к банковской сфере. В наше время маркетинговые технологии достигли такого уровня, что человек является их объектом, даже сам того не подозревая. Сегодня человек может получать кредитные карты по почте, не выходя из дома. Причём получить «кредитку» он может как в ходе облегчённого процесса выдачи кредита, так и вовсе по инициативе банка (то есть не клиент берёт кредит, а банк ему его выдаёт).
Экономия времени клиента – неплохой рекламный ход
Рассылка кредитных карт на руки клиентам – разумеется, современные банки идут на такой ход вовсе не из доброты душевной. Они руководствуются предельно рациональными соображениями. Например, облегчённая и ускоренная процедура оформления кредитной карты это ничто иное как дополнительный рекламный и маркетинговый козырь в конкурентной борьбе. Банкам уже недостаточно завлечь приемлемыми условиями кредитования тех людей, которые действительно нуждаются в заёмных средствах. Борьба за таких клиентов ведётся нешуточная и в ней исчерпаны уже почти все средства.
Банкиры обратили внимание на другую категорию населения – те люди, которым заём вроде бы не нужен, у них нет срочной необходимости в кредите для покупки чего-либо. Но этих людей можно убедить в том, что иметь под рукой заранее одобренный потребительский кредит (а именно это и представляет собой кредитная карта) это очень удобно, дальновидно и выгодно. Возникла у вас внезапно потребность в приобретении той или иной вещи или услуги, нужны вам для этого дополнительные средства – а кредит у вас уже есть, в прямом смысле слова лежит в кармане, ничего оформлять не нужно. Именно это магическое «ничего оформлять не нужно» служит одной из приманок для потенциальных клиентов.
Сегодня существуют различные дистанционные способы подачи заявления на получение «кредитки». Самый распространённый из них – через Интернет посредством заполнения типовой анкеты и предоставления некоторых финансовых данных. В этом случае обычно обещается, что клиенту не придётся тратить своё время и являться в банк за получением карты – ему её пришлют по почте, заказным письмом. Правда, в российских реалиях у государственной почтовой службы не самая лучшая репутация из-за низкой скорости доставки писем и посылок и нередкой их потери. Поэтому наиболее крупные банки организовывают собственные курьерские службы, которые сами доставляют карты клиентам на дом, что называется, «под роспись». Вместе с картами присылаются бланки договоров и инструкции по активации «кредиток»
Заявление не писал – а карточку прислали
Многие банки идут по пути ещё большей активизации своей рекламно-маркетинговой деятельности и используют предварительную рассылку кредитных карт. Идея заключается в следующем: человек является клиентом того или иного банка. Эти взаимоотношения могут заключаться либо в наличии счёта в данном банке, либо в использовании этого учреждении при перечислении человеку заработной платы или пенсионных платежей. Банки внимательно отслеживают эту информацию и оценивают уровень доходов и платёжеспособности человека. Если сумма, находящаяся на счету, достаточно велика, клиент периодически пополняет счёт, не уменьшает размер основного счёта, снимая лишь проценты – значит, у него стабильный доход и он вполне может позволить себе кредитную карту.
Точно так же и с операциями по заработной плате и пенсиям: размер данных платежей и их стабильность могут свидетельствовать об устойчивом финансовом положении человека. В этом случае ему по почте присылается заранее одобренная кредитная карта с определённым лимитом на конкретных условиях, а также бланк договора и условия активации «кредитки». От человека требуется лишь выполнить описанную процедуру – и он уже держатель кредитной карты. Это классический случай, когда человеку предлагаются услуги, которых он сам не искал. Поэтому нужно иметь в виду, что активированная кредитная карта это взятый кредит, который нужно будет выплачивать. Даже если человек просто активировал полученную по почте кредитную карту и не пользуется ею, он должен будет выплачивать регулярные комиссионные платежи. К тому же следует внимательно изучить условия пользования «кредиткой» - обычно в них заложены высокая «комиссия» за снятие наличности, а также значительные проценты за использованные суммы. И не стоит забывать об опасности мошенничества: если карточка прислана банком, клиентом которого человек не является, да к тому же ему предлагается перевести куда-то деньги за активацию «кредитки», очень высока вероятность того, что его хотят просто «кинуть на деньги».
Александр Бабицкий