Ситуация, когда банк отказывает человеку в кредите, становится всё более привычной. Действительно, в ней нет ничего экстраординарного: банк оценивает надёжность и кредитоспособность потенциального клиента и на основе этого выносит решение. Но даже если решение это негативное, для несостоявшихся заёмщиков ещё далеко не всё потеряно. Так как есть Центральный каталог кредитных историй, который может помочь в том, чтобы кредитная история сыграла на пользу своему субъекту.
Без государства не обойтись
Насколько бы свободной и саморегулирующейся ни была рыночная экономика, она не может нормально функционировать без контролирующей и систематизирующей функции государства. Одним из проявлений такой функции государства в финансовой сфере является создание Центрального каталога кредитных историй. В 2005 году Центральный каталог был создан согласно обновлённому законодательству в структуре Банка России. Как было указано в соответствующем законе, целью его создания является сбор и хранение сведений обо всех бюро кредитных историй, в том числе и в отношении уже ликвидированных бюро.
Соответственно, Центральный каталог выполняет функции и предоставления соответствующей информации как субъектам кредитных историй (то есть физическим и юридическим лицам, действия которых по кредитным соглашениям отражены в документе), так и их пользователям (то есть банковским и страховым учреждениям, пользующимся кредитными историями). Подробные данные из кредитных историй в Центральном каталоге не хранятся, они находятся непосредственно в бюро кредитных историй. Здесь содержатся сведения о титульных частях историй, список кредитных историй, находящихся в том или ином конкретном бюро, а также индивидуальные коды субъектов кредитных историй.
Как Центральный каталог может помочь
Зачастую в рекомендациях по решению проблемы с отказом в предоставлении кредита роль и значение Центрального каталога кредитных историй либо недооценивается, либо вовсе замалчивается. Алгоритм выстраивается следующий: чтобы понять причину отказа, нужно узнать, что написано в твоей кредитной истории. Для этого нужно обратиться с запросом в бюро кредитных историй и получить доступ к этим данным. После этого, в зависимости от ситуации, либо скорректировать неверные сведения (через обращение в банк или через исковое заявление в суд), либо предпринять усилия для превращение негативной кредитной истории в нейтральную или даже положительную.
Представленная схема действий, безусловно, верна, вот только в ней отсутствует важный момент - как узнать, в каком именно бюро кредитных историй находится именно ваша кредитная история? Ведь без этого обратиться с запросом и получить необходимые сведения будет весьма затруднительно. И вот именно для этого и нужен Центральный каталог кредитных историй. Для получения нужных данных необходимо обратиться в Центральный каталог с соответствующим запросом. Осуществить запрос можно двумя основными способами. Во-первых, если человек располагает индивидуальным номером, который присуждается кредитной истории при заключении кредитного договора, он может запросить сведения непосредственно по этому коду.
Во-вторых, если человек не знает своего кода кредитной истории (а так оно чаще всего и бывает), ему необходимо обратиться в Центральный каталог через те или иные каналы связи в установленном для каждого случая порядке. Например, он может обратиться с запросом через банк, в котором оформлял кредит, через бюро кредитных историй, через нотариуса или почтовое отделение. Кроме того, запрос может быть оформлен через Интернет-сайт Банка России. При этом во всех случаях необходимо предоставить сведения о документах, подтверждающих личность человека, запрашивающего сведения о кредитной истории. При обращении через Интернет, а также при обращении через почтовое отделение, в запросе нужно указать обратный адрес электронной почты, на который из Центрального каталога смогут прислать требуемый индивидуальный номер кредитной истории. Возможен вариант, при котором вместо номера кредитной истории придёт ответ, согласно которому запрашиваемых сведений не найдено. Это может означать ошибку или опечатку в предоставленных паспортных данных, отсутствие кредитной истории на данные фамилию-имя-отчество, а также оформление кредитной истории на другой документ (чаще всего на предыдущий паспорт).
Александр Бабицкий