Если перефразировать легендарную начальную фразу Льва Толстого из романа «Анна Каренина», можно сказать, что мировой финансовый кризис неприятен для всех государств, однако для каждой страны он неприятен по-своему. Есть национальные особенности протекания кризиса и в России, и насчитать их можно, если отбросить все второстепенные детали, в количестве трёх.
Во-первых, конечно, остаётся преимущественно сырьевой характер отечественной экономики. Можно сколько угодно говорить о том, что за последние годы развивается промышленность, что уровень производства в наши дни несравнимо выше производственных показателей начала и середины 1990-х годов, но факт остаётся фактом - основной статьёй пополнения государственного бюджета и главным фактором стабильности всей экономики остаётся экспорт нефти, газа, металлов, леса и так далее. Как известно, в результате кризиса мировые цены на нефть упали более чем в три раза (в настоящее время «нефтяная» цена скорректировалась в сторону увеличения).
Второй кризисный российский фактор плавно вытекает из первого: в условиях, когда основные доходы получаются за счёт экспорта сырья, страдает реальный сектор экономики. Собственно производство в России до сих пор остаётся недостаточно развитым, будучи неспособным сделать экономику по-настоящему стабильной в период испытаний. Причиной тому как тяжёлое наследство лихого прошлого десятилетия с его так называемой «приватизацией», так и политика правительства в 2000-е годы, когда сверхдоходы от нефтедолларов складывались в Резервный фонд, а не направлялись на развитие промышленности (впрочем, в сложившихся условиях оправданность таких мер теперь признают даже их бывшие критики).
Третьей проблемой является низкий уровень развития отечественной банковской системы, которая в силу своего юношеского возраста (фактически родилась лишь в конце 80-х - начале 90-х) не стала по-настоящему кровеносной системой российской экономики: отечественным предприятиям было выгодно брать кредиты в зарубежных, а не в своих банках, а в условиях кризиса иностранные источники капитала стали недоступны.
Все эти проблемы правительство РФ предполагает решать путём следования тем приоритетам развития страны, которые были сформулированы в благополучные годы и которые благодаря солидному Резервному фонду должны остаться неизменными и в кризисные дни. Итак, вот эти декларируемые нашим руководством приоритеты:
-- все социальные и финансовые обязательства государства перед гражданами будут выполняться в полном объёме: не будут сокращаться расходы на системы образования и здравоохранения, особое внимание будет обращено на совершенствование деятельности системы социальной защиты, в первую очередь обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров и работников бюджетной сферы и борьба с безработицей;
- будет ужесточён контроль за государственной помощью различным предприятиям: неэффективные производства и отрасли, неконкурентоспособные в современных условиях, не будут получать поддержки из бюджета, в то время как предприятия, имеющие значение для сохранения и развития промышленного потенциала страны, будут всячески поддерживаться государством;
- деятельность по активизации и расширению внутреннего рынка должна сделать российскую экономику более сбалансированной и снизить её зависимость от внешнеэкономических факторов (которые и стали главной причиной нынешних кризисных явлений) - в этой связи особое внимание будет обращаться сначала на государственное вмешательство через централизованные заказы и инвестиции, а затем на стимулирование частного спроса на рынке продовольственных и промышленных товаров, услуг, жилья;
- будет продолжаться реализация национальных инвестиционных проектов, главной задачей которых является модернизация отечественной экономической и социальной структур и превращение России не только в конкурентоспособное, но и в одно из ведущих государств в XXI веке;
- последовательно должна проводиться политика по снижению уровня государственно-административного вмешательства в рыночные экономические процессы, в частности, должны быть ликвидированы административные и правовые барьеры для частного бизнеса, прежде всего, для малого и среднего;
- развитие финансового сектора экономики, создание развитой системы, в которую будут входить банковская сфера, фондовый рынок, механизмы оптимального движения инвестиционных ресурсов, рынок страховых услуг;
- проведение максимально сбалансированной макроэкономической политики, в которую входят: создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, формирование условий для накопления внутренних сбережений граждан, снижение инфляции, повышение уровня доверия к национальной валюте и контролирование оптимального рублёвого курса.
Вот такие, без всякого спора, благие намерения вынашивает в качестве антикризисных мер российское правительство. Будем надеяться, что всё вышеперечисленное будет реализовано в полной мере. А пока стоит отметить, что согласно оценкам ряда аудиторско-консалтинговых агентств к началу 2009 года антикризисные меры правительства РФ являлись одними из наиболее неэффективных среди развитых и развивающихся стран: так, по этому показателю Россия уступала не только США, Франции, Канаде и Германии, но и Казахстану с Украиной. Остаётся ждать, что развитие событий покажет несостоятельность подобных оценок.
Александр Бабицкий