Говоря о «Райффайзенбанке», одном из крупнейших коммерческих банков России, нужно начинать издалека. Точнее - из Австрии, где в конце позапрошлого столетия открылся банк, положивший начало крупной европейской банковской сети «Райффайзен», дочерним банком которой и является рассматриваемое нами банковское учреждение. Во второй половине XIX века в Германии и существовавшей в то время Австро-Венгерской империи сложилась тяжёлая экономическая ситуация. Особенно страдали от последствий этих затруднений крестьяне, многие из которых элементарно умирали от голода. В этих условиях Фридрих Вильгельм Райффайзен, глава администрации нескольких деревень в горном немецком района Вестервальд, пытался помочь своим землякам с помощью создания кооперативов взаимопомощи и благотворительных организаций.
Именно на основе этих общественных организаций Райффайзен в 1862 году основал в Австрии первый банковский кооператив, который в 1886 году был преобразован в первый банк семейства Райффайзен. Необходимость разветвлённой банковской системы в стране оказалась настолько велика, что спустя всего лишь десятилетие число банков уже насчитывало несколько сотен. В результате умелого руководства и грамотной бизнес-стратегии в настоящее время банковская группа «Райффайзен» является крупнейшей в Австрии (сосредоточив в своих руках примерно 25 % банковского капитала страны) и стала крупным европейским банковским игроком, имеющим дочерние банки во многих странах.
Одним из таких дочерних банков и является российский «Райффайзенбанк», начавший свою деятельность на наших просторах в 1996 году. Однако в течение нескольких лет представительство банковской группы занимало осторожно-выжидательную позицию, главной целью своей деятельности ставя ознакомления с ситуацией в российской экономике, сборе данных и анализе целесообразности расширения своего присутствия. В 2006 году данным банковским учреждением был приобретён имеющий солидный вес на российском рынке «Импэксбанк». После этого участие австрийских банкиров в российской экономике возросло. В ноябре 2007 года начал свою работу обновившийся и расширившийся «Райффайзенбанк», группа «Райффайзен» стала крупнейшей иностранной банковской группой в Российской Федерации.
В силу своего дочернего характера «Райффайзенбанк» фактически имеет два органа управления - Наблюдательный совет от банковской группы и собственное правление. Наблюдательный совет состоит из пяти членов, все они иностранцы, возглавляет его Герберт Степич. В состав правления «Райффайзенбанка» по объяснимым причинам входят преимущественно российские менеджеры: из семи членов правления только двое являются иностранцами. Председатель правления - Павел Гурин.
«Райффайзенбанк» оказывает широкий спектр банковских услуг как корпоративным клиентам, так и физическим лицам, активно проводит операции в рублях и в различных иностранных валютах. Благодаря разветвлённой сети филиалов (52 филиала и одно представительство, численность сотрудников около 3000 человек) по всей территории страны «Райффайзенбанк» способен обеспечить значительный «охват» населения и организаций. В силу этого, а также надёжной деловой репутации и взвешенной стабильной деловой стратегии «Райффайзенбанк» является одним из наиболее надёжных банков в России. Ведущие отечественные, европейские и мировые финансово-экономические рейтинговые агентства присвоили банку солидные кредитные рейтинги как по национальной шкале, так и по показателям финансовой устойчивости, а также в сфере долгосрочных и краткосрочных рейтингов депозитов в иностранной валюте. В настоящее время «Райффайзенбанк» занимает 8 место в совокупном рейтинге всех банков Москвы. Помимо перечисленных факторов таким твёрдым позициям способствуют и основные финансовые показатели. Так, активы банка оцениваются в 510 миллиардов рублей (девятый показатель среди коммерческих банков России), а совокупный размер размещённых в «Райффайзенбанке» депозитов физических лиц составляет более 132 миллиардов рублей (четвёртое место среди коммерческих российских банков). Всё это заставляет менеджмент и клиентов банка с уверенностью смотреть в будущее и рассчитывать на минимальные потери (без них всё равно не обойтись) по итогам мирового кризиса.
Александр Бабицкий