Своя квартира – мечта абсолютного большинства бесквартирных россиян – вещь далекая и порой недостижимая. Получить заветные квадратные метры возможно несколькими способами. Первый – и самый простой из всех - приобрести ее, то есть выплатить полную стоимость жилплощади из своего кармана. Для большей части наших сограждан этот вариант не возможен – разве что, лишь с использованием права ипотечного кредитования. Другой вариант, на первый взгляд, проще: необходимо лишь встать в очередь на жилье – и его дадут бесплатно или же по льготной цене. Возможно ли это в современной России?
Из истории вопроса
Очереди на жилье – неизменный атрибут советских времен. Как это выглядело? Для того чтобы когда-нибудь, по прошествии десятка-другого лет, получить собственную жилплощадь – слово «собственную» в данном случае употреблено в смысле «отдельную от прочих сограждан, не родственников» - необходимо было встать на квартирный учет. Постановка на учет производилась исключительно «по показаниям» - на каждого человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, требовалось наличие жилплощади менее 6 квадратных метров. Иными словами, для получения квартиры семье из трех человек – вернее, для постановки их на квартирный учет - они должны были проживать на «участке» площадью не более 18 квадратных метров. Впрочем, с этим показателем в Советском Союзе никаких проблем никогда не было.
Однако, даже встав на квартирный учет, граждане обязаны были ждать своей очереди - то есть того момента, когда под них будет выстроена или же освобождена определенная квартира. За эти 10-15 лет, которые длилось ожидание, с нуждающейся семьей могло произойти что угодно: развод или же, наоборот, свадьба детей, смерть пожилого человека – при любом отрицательном изменении численности семьи она немедленно снималась с квартирного учета, а при повторной постановке вновь помещалась в конец очереди. Иными словами, счастливчиков, выстоявших всю очередь, было мало.
Однако, даже получив по праву свою недвижимость, семья не была ее собственником. Иначе говоря, весь жилищный фонд находился в собственности государства, а очередникам всего лишь позволялось проживать в выданной квартире. Объект недвижимости нельзя было ни продавать, ни передавать по наследству – лишь менять, да и то с огромным количеством бюрократических сложностей и препон.
Качество предоставляемого жилья также оставляло желать лучшего: как правило, это было крайне дешевая квартира на окраине города с нулевым ремонтом. Более-менее приличные квартиры могли получить лишь партийные функционеры, народные артисты, крупные ученые и военные деятели. Все остальные граждане довольствовались минимумом.
А как сейчас?
В наше время очередь на жилье выглядит примерно так же. Встать на учет в муниципальные органы государственной власти и получить в перспективе жилье могут лишь особо нуждающиеся малоимущие граждане. В новой редакции жилищного законодательства указано, что право на получение муниципального социального жилья имеют лишь те граждане, которые реально нуждаются в улучшении жилищных условий и не имеют возможности улучшить данные условия самостоятельно.
Интересен тот факт, что критерий «малоимущий» и «нуждающийся в улучшении жилищных условий», его интерпретация, отдан на откуп региональным властям. Иными словами, именно на местах, специальными нормативными актами, устанавливаются значения дохода и обеспеченности жилой площадью, дающие право участвовать в программе предоставления социального жилья. С одной стороны, это вполне логично, однако реализация, как всегда, оставляет желать лучшего: во многих регионах до сих пор нет подобных нормативных актов.
Сроки ожидания в очереди несколько короче, чем во времена СССР, однако тоже достаточно растянуты во времени. Пять лет реализации программы показали, что ее формат и регламент имеют право на существование, однако скорость движения очереди, как и полвека назад, крайне низка.
Важной новацией «новорусских» очередей на жилье является заключение между государством и нанимателем-гражданином двустороннего договора, определяющего права и обязанности сторон. Как правило, в договоре оговариваются условия выселения гражданина из занимаемой квартиры и обязанности государства по ее содержанию.
Максим Кузнецов