Нынче, к радости производителей яхт и моторных лодок, в Китае возрастает интерес к этим неотъемлемым атрибутам роскошной жизни, которые давно стали символами статуса для супербогатых людей. Строится множество новых пристаней, развитие этого вида спорта и отдыха происходит при всесторонней поддержке правительства страны в преддверии Олимпийских игр.
В прекрасный солнечный день в тихой бухте у побережья Гонконга проводится международное яхт-шоу. Любители спортивных суден со всего региона, благоговея, снимают обувь и с трепетом ступают на борт прекрасных и баснословно дорогих шикарных яхт, представленных ведущими мировыми производителями.
Большинство потенциальных покупателей - представители материкового Китая, как, например, вот джентльмен из Шэньчжэня, сделавший себе имя в химической промышленности. Он сообщил, что в прошлом году приобрел прекрасную моторную лодку, а сейчас хотел бы выбрать и подходящую яхту.
Китайский рынок яхт и моторных лодок находится практически в зачаточном состоянии. По всей стране насчитывается всего 400 частных яхт, которые, фактически, являются простыми моторными лодками. Однако Адриен Маньян, представитель компании Marine Dragon Consulting в Шанхае, специализирующейся на производстве яхт, утверждает, что за последние несколько лет объемы средств, истраченных на приобретение этих роскошных суден, возрос на десятки миллионов долларов.
«Объем продаж возрастает ежегодно почти на 100 процентов, - поясняет он. - Если в 2005 году он достиг 30 миллионов долларов, в 2006 - около 50 миллионов долларов, а сегодня импорт яхт уже превышает 100 миллионов. И если в будущем году мы достигнем 200 или 400 миллионов, мы догоним такие мощные европейские страны, как Италия и Франция. Не удивляйтесь, если через лет пять Китай станет ведущим импортером яхт в мире».
В современном Китае около пятисот тысяч долларовых миллионеров. Продажа предметов роскоши здесь стремительно растет, и яхты становятся неотъемлемой частью имиджа богатых. Майк Симпсон, владелец гонконгской компании Simpson Marine, начал продавать спортивные суда в Китае три года назад. Он уверен, что его богатые клиенты с успехом перенимают элементы западного образа жизни.
«У них есть деньги, и они читают глянцевые журналы. Процесс идет постепенно, - говорит он. - Достигнув определенного материального достатка, они хотят оставаться успешными. Нужно непременно показать миру собственный успех. И что же? Они приобретают современные дорогие машины - к примеру, бентли или что-нибудь в этом роде. Далее следует шикарный особняк, скажем в стиле французского Ренессанса, - приглашаются европейские ведущие архитекторы, разрабатывается индивидуальный проект. Затем приобретение элементов коллекций известных европейских кутюрье, а вскоре дело доходит и до яхт - вот истинный признак успешности и стиля».
Китайское международное яхт-шоу в Шанхае стало самым грандиозным в Азии. Более скромные ярмарки судов проводятся в Циндао и Даляне, в северо-восточном Китае, а также в Шэньчжэне и Чжухае, в южной части страны.
Яхтинг, о котором в Китае еще пару лет назад никто и не слышал, стал чрезвычайно популярен. В прошлом месяце в регате за Кубок Китая приняли участие 60 команд, проплывших вдоль берегов страны от Гонконга до Шэньчжэня. Это была первая регата «больших лодок». Прошлым летом китайский экипаж впервые участвовал в Кубке Louis Vuitton, отборочном туре, предшествовавшем Кубку Америки, самому известному соревнованию яхт.
Майк Симпсон считает, что правительство оказывает всестороннюю поддержку этому виду спорта именно по причине грядущих Олимпийских игр в Пекине.
«Олимпийская регата будет проводиться в Циндао, - отмечает он, - и поэтому настолько развился сегодня рынок яхт и моторных лодок, повсеместно открываются школы вождения таких судов, строятся современные пристани, при активной поддержке местных властей развивается инфраструктура. Можно надеяться, что яхтинг в Китае приобретет широкое распространение».
Адриен Маньян сообщил, что несмотря на достаточно большое побережье и многочисленные озера, в Китае существует не более 10 гаваней, а общее число швартовочных стоянок не превышает тысячи. Однако сегодня ускоренными темпами строятся новые, например в Сямыне на Восточном побережье, а также на острове Хайнань, расположенном на Юго-востоке. По его мнению, местные власти прекрасно осознают положительный экономический эффект таких инвестиций.
«Иными словами, Китай намерен открыть свою береговую линию судам всего мира. Это послужит основой для бизнеса, оживит местную экономику. Ведь причал - это не просто место, где можно пришвартовать яхту. Это - источник постоянного дохода, это имидж города, наличие такой инфраструктуры повышает его привлекательность. Кроме того, это рабочие места и поступления в местный бюджет»,- считает он.
И Маньян, и Симпсон уверены, что на сегодняшний день главной проблемой является отсутствие современной инфраструктуры, опытных экспертов и службы по ремонту судов, и именно эти сферы Китаю необходимо активно развивать. Главным же препятствием на пути развития отрасли они считают отсутствие четкого правового регулирования.
Статус яхтинга как вида деятельности определен недостаточно четко, отсутствует единая национальная система лицензирования. И если шкипер хочет провести свое судно из одной провинции в другую, например, из Шанхая в Циндао, ему следует получить разрешение на круиз от властей обеих провинций.