К кинорежиссёру Роману Полански можно относиться по-разному, от острого неприятия до восторженного почитания. Но даже люди, крайне негативно относящиеся лично к Полански и усматривающие в его картинах сатанинские мотивы, не могут не признать, что чего-чего, а таланта у этого невысокого седеющего человека с несимпатичным лицом не отнять. Все мы, как гласит то ли народная мудрость, то ли девиз психоаналитиков, родом из детства. Ознакомившись с историей жизни Романа Полански, перестаёшь удивляться, отчего все его фильмы относятся либо к жанру «психологический триллер», либо к категории «фильмы ужасов».
Раймунд Роман Либлинг родился 18 августа 1933 года в еврейской семье, проживавшей на тот момент в Париже, но имевшей польские корни (собственно, фамилия «Полански» и означает «польский»). На свою беду родители Романа в 1937 году приняли решение вернуться в Польшу, которая стала первой жертвой нацистской Германии в ходе Второй Мировой войны. Напоминать о том, какую политику проводили гитлеровцы к евреям, полагаю, нет. Не избежала печальной участи и семья Романа, которая, оказавшись в краковском гетто, была разлучена. Родители будущего режиссёра попали в концентрационные лагеря (мать - в Освенцим, отец - в Маутхаузен), сам мальчик чудом сумел ускользнуть от рук гестапо и всю войну скрывался, бродя по Польше и находя приют в различных польских семьях. Однажды Роман попался в руки фашистов, которые решили поразвлечься и сделали из юноши живую мишень. Полански снова невероятно повезло, он уцелел, но отпечаток пережитого ужаса неминуемой смерти сохранился в его душе, чтобы затем проявляться ещё и ещё раз в его кинокартинах. По окончании войны Роман Полански смог найти уцелевшего в концлагерях отца, от которого узнал, что мать разделила скорбную судьбу миллионов соотечественников, погибнув в Освенциме.
В качестве профессионального поприща юноша выбрал работу на детском телевидении, в ходе которой нашёл своё призвание в актёрском ремесле. Знаменитый режиссёр Анджей Вайда, в фильме которого «Поколение» Полански сыграл второстепенную роль, содействовал поступлению молодого человека в киношколу в Лодзи, где Роман выбрал режиссёрское отделение. Фактически Полански окончил это учебное заведение в 1957 году, хотя диплом в силу различных обстоятельств получил лишь два года спустя. Уже ученические короткометражные фильмы, длившиеся по несколько минут, обозначили направление дальнейшего творчества будущего мэтра - например, показательны названия двух из «малометражек», «Убийство» и «Зубастая улыбка».
На рубеже 1960-х годов начинающего режиссёра, только-только овладевшего азами профессии, уже знали в кинематографическом мире - одна из его ученических работ, зарисовка «Двое мужчин и шкаф», была отмечена призами на фестивалях в Сан-Франциско и Оберхаузене. Но настоящий прорыв Полански совершил в 1962 году: его первый полнометражный фильм, «Нож в воде», представляющий из себя камерный психологический триллер с эротическим подтекстом, стал международной сенсацией. Картина 29-летнего дебютанта была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»! После этого Полански, по достоинству оценив не слишком восторженную реакцию родной кинообщественности на ленту, понял, что нужно искать счастья за границей.
И уже в Англии, куда Полански переехал в 1964 году, он подтвердил, что его первоначальный успех это не яркая вспышка выскочки-однодневки, а начало карьеры одного из выдающихся режиссёров второй половины прошлого века. В 1965 году он представил общественности психологическую драму «Отвращение», ставшей одной из лучших ролей в послужном списке великой Катрин Денёв, а год спустя дал возможность проявить свой талант её сестре, Франсуазе Дорлеак, в не менее психологическом триллере «Тупик». Обе картины были восторженно приняты европейскими кинематографистами: фильм «Отвращение» удостоился «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, а «Тупик» - «Золотого медведя». На повестке дня для Полански встало покорение Америки.
И он почти покорил её, эту Америку, которая в плане кино весьма самодостаточна и настороженна по отношению к чужакам. В 1967 году с немалым успехом американскому зрителю была представлена картина режиссёра «Бесстрашные убийцы вампиров» (тема и атмосфера ленты, полагаю, ясна из самого названия). А следующий фильм, снятый Полански уже в США, до сих пор остаётся культовым у ценителей фильмов ужасов, у поклонников современной готической культуры и, как это ни настораживает, у сатанистов. Речь идёт о фильме «Ребёнок Розмари» (1968), который посвящён теме тщетности попыток человеческого противостояния дьявольским козням.
Полностью стать «своим» в Америке Полански помешали трагические события: в 1969 году его находящаяся на последнем месяце беременности жена, актриса Шэрон Тэйт и несколько её друзей были убиты группой сатанистов во главе с Чарльзом Мэнсоном. Под влиянием этих событий Полански на несколько лет уехал в Европу, где приступил к работе лишь спустя два года, экранизировав в своём фирменном стиле шекспировского «Макбета». В 1974 году режиссёр вернулся в Голливуд, и его возвращение получилось практически триумфальным: великолепно снятый им детектив «Китайский квартал» с бесподобным Джеком Николсоном в главной роли заработал 11 номинаций на «Оскар» (в том числе и в режиссёрской номинации), одну золотую статуэтку таки получил за лучший сценарий, а Полански заслужил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру.
Однако вскоре завоевание Голливуда закончилось, причём при скандальных обстоятельствах. В 1977 году Роман Полански был арестован калифорнийской полицией и провёл полтора месяца в заключении по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер. Несовершеннолетнюю девушку, по материалам следствия, Полански приметил на кинопробах, после чего пригласил в дом Джека Николсона, где «накачал» алкоголем и наркотиками и вступил с ней в сексуальную связь. Полански не стал дожидаться суда и 1 февраля 1978 года, едва освободившись под залог, покинул США. Режиссёр по сей день не может ступить на американскую землю - это грозит ему тюремным заключением. А в сентябре 2009 года Полански был арестован в Цюрихе и будет оставаться под заключением до его передачи американским властям.
Наступил долговременный спад и в творчестве режиссёра. Вплоть до конца 1990-х годов практически все его фильмы получали прохладный приём у зрителей и кинокритиков. Но последнее десятилетие Полански снова может занести себе в актив: мистический триллер «Девятые врата» (1999) с Джонни Деппом стал международным хитом, а драма «Пианист» (2002), посвящённая очень личной для режиссёра теме Холокоста, была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля, а сам он наконец-то получил (пусть и заочно) «Оскара» как лучший режиссёр.
Александр Бабицкий