Honda CBR 954 - мотоцикл класса Super Sport от знаменитого японского производителя. Данная модель не стала чем-то выдающимся и многими воспринимается исключительно как промежуточная ступень от легендарного CBR 900 до современных вариаций CBR 1000. Однако нельзя сказать, что 954-й стал и откровенным провалом, к числу его несомненных достоинств следует отнести настоящую спортивную «злость», ранее не столь явно выраженную у Honda. Но этого оказалось недостаточно, чтобы потеснить в свое время с пьедестала почета принципиальнейшего конкурента Yamaha YZF-R1 - непревзойденного лидера начала 2000-х годов.
Именно такая задача ставилась при создании CBR 954, именно по причине ее невыполнения данная модель оценивается, как не самая удачная.
Honda CBR 954 является разработкой Tadeo Baba и впервые была представлена в 2002 году. Исходя из названия модели, очевидно, что двигатель предыдущей 900-й серии основательно переработали, добавив 54 «кубика», а также увеличили объем радиатора и инжектора. Кроме того, новинку оснастили более мощным компьютером, усилили структуру. При этом японские конструкторы поработали и над снижением веса, облегчив мотоцикл до 168 кг. Что касается размеров, то они такие: длина 2025 мм, колесная база 1400 мм, высота по седлу 815 мм, переднее колесо 120/70-ZR17, заднее - 190/50-ZR17.
На выходе силовая установка получила следующие характеристики: 4-цилиндровый рядный двигатель объемом 954 куб. см; 4-такта; система распределения DOHC; жидкостная система охлаждения; 4 клапана на цилиндр; диаметр цилиндра 75 при ходе поршня 54 мм; компрессия 11,51. Максимальная мощность составила 151 л.с. при 11250 об/мин, максимальный крутящий момент - 105 Нм при 9500 об/мин.
Переработанный двигатель, безусловно, и добавил той пресловутой «злости». Но за счет существенного облегчения веса он потерял в прочности. Нередко возникали ситуации, когда при даже несильном падении на левый бок, у CBR 954 страдал картер - вплоть до полного разрушения левой крышки. Если падение было сильным, то ломался уже генератор. Сказалось облегчение веса и на надежности ГРМ - имели место быть рассухаривания клапанов. И это при завидном качестве прежних двигателей Honda.
В меньшей степени подверглась модернизации трансмиссия. У CBR 954 тут полный порядок: надежная «родная» 6-скоростная КПП, тип привода - цепь.
Увы, рама и обвес оказались не лишены тех же недостатков, что присущи двигателю. Хрупкую конструкцию кронштейна не спасает даже традиционно прочный пластик облицовок. Да и передний паук вызывает настороженность - даже незначительные падения приводят к его деформации. А рассчитывать на сверх аккуратную езду на спортбайке, естественно, не приходится.
Зато радует подвеска с оптимальным набором регулировок. Ход передней подвески - 120, задней - 135. Но откровенно «убивать» ее не стоит. Подшипники переднего колеса и рулевой колонки все-таки не вечные. Поэтому на CBR 954 не рекомендуется чрезмерно часто прыгать «свечой», учитывая жесткие приземления на отечественных дорогах.
Мотоцикл оборудован передними тормозами в виде двойного диска, задними - однодисковыми. Диаметр переднего тормоза - 330 мм, заднего - 220 мм. Отзывы о работе этих механизмов самые лестные. Считается, что лучше себя показывают только радиальные системы, но на начало 2000-х годов, то, чем оснащен CBR 954, справедливо оценивалось, как оптимальное решение.
Как всегда Honda позаботилась и о комфорте. Ездить на CBR 954 приятно и удобно, несмотря на всю «злость» и спортивный характер модели. Даже задранное седло не вызывает усталости. Создается ощущение, что мотоцикл вполне можно использовать для дальних поездок, хотя придется, наверное, подраспустить подвески.
И, разумеется, никуда не делся фирменный «конек» японского производителя. CBR 954 отличается отменной управляемостью и «дружелюбием» к мотоциклисту. Довольно компактный, неширокий, что незаменимо в условиях дорожных «пробок». Огорчает разве что не слишком большой угол поворота руля, затрудняющий маневрирование. Но в поворотах машина ведет себя прилично, да и при торможении не подводит. Что же до скоростной езды, то на CBR 954 удобно передвигаться в диапазоне от 140 до 220 км/ч. При желании и возможности можно преодолеть рубеж в 300 км/ч.
Алексей Чернов