Квадроциклы - это мотоцикл, поставленный на четыре колеса, и поставленный таким хитроумным образом, что он стал относиться к транспортным средствам группы ATV - All Terrain Vehicle - транспорт для передвижения по любой поверхности. Действительно, квадроцикл может передвигаться по любой дороге, даже по дороге российской глубинки, более того, дорога, как таковая, квадроциклу и вовсе не нужна. Требуется лишь одно - чтобы между деревьями было достаточное расстояние для квадроцикла, то есть, чтобы он попросту помещался между стволами. И он пройдет.
Начинались квадроциклы в 70-х годах прошлого столетия, когда Honda выпустила на американский рынок удивительный агрегат: трехколесную модель US90, которую назвали АТС (All Terrain Cycles - вездеходные мотоциклы). Трехколесный мотоцикл отличался колесами просто огромных размеров с мощными грунтозацепами и рекламировался, как незаменимое средство передвижения для фермеров. Американских фермеров новинка не вдохновила. Проще сказать, что они посчитали ее игрушкой. Трехколесный мотоцикл продавался вяло, и были все шансы за то, что новация Honda тихо вымрет, как нежизнеспособная.
На выручку пришла солнечная Калифорния. Правда, как помощника фермера трицикл все же никто не воспринимал, зато выяснилось, что кататься на трицикле по песчаным пляжем - замечательное удовольствие, забава для богатых. Не успели оглянуться, и забава стала безусловной модой. К 1980 году большая японская «четверка» уже производила трициклы - техника была модной, пользовалась спросом, и все говорило о том, что продажи должны только возрастать. В 1982 году какая-то умная японская голова на фирме Suzuki сообразила добавить трициклу еще одно колесо. Так родилась четырехколесная модель LT-125, квадроцикл.
На российских просторах квадроциклы появились совсем недавно (видимо потому, что у нас нет солнечных пляжей Калифорнии), но едва появившись, начали стремительно завоевывать популярность. Теперь квадроциклы уже перестали быть диковинкой. Они прочно вошли в жизнь для решения различных задач (военных, спасательных, фермерских, охотничьих). Ну а для любителей экстремального вождения квадроциклы и вовсе стали подарком судьбы. Это не удивительно: квадроцикл проходит везде. Там, где безнадежно вязнет самый крутой джип, квадроцикл несется, весело разбрызгивая грязь широкими колесами.
Все квадроциклы подразделяются на три группы: детские (несложное управление, чаще всего автоматическая коробка передач, небольшие габаритные размеры, низкая мощность двигателя - до 20 л.с., ориентированы на детей до 12 лет, предназначены главным образом для обучения основам езды), спортивные (мощный двигатель - около 60 л.с., усиленная подвеска, максимальная скорость 150-160 км/ч - это по бездорожью-то!), утилитарные (наличие багажника спереди и сзади, средняя мощность двигателя, обычная подвеска, можно использовать для перевозки грузов и как трактор-тягач).
Утилитарные квадроциклы весьма популярны - они годятся и для применения на ферме, и для туризма, и для экстремальных прогулок. Для фермеров такие квадроциклы - просто дар с небес, ведь конструкция предполагает возможность установки различного навесного оборудования, и квадроцикл можно использовать как для передвижения по бездорожью, так и для корчевания пней, пахоты и прочих сельхозработ. Один квадроцикл может заменить несколько сельхозмашин по своим функциям (естественно, после установки соответствующего навесного оборудования).
Для любителей экстрима квадроцикл тоже незаменимый помощник. Песчаные дюны и болота, леса и поля, различные сафари или поездки в горы - все это может одолеть квадроцикл.
Статистика производителей квадроциклов показывает, что 36% их используется для работы на фермах, 30% для отдыха (в том числе и для спорта - то есть, сюда включены не только утилитарные, но и спортивные квадроциклы), 18% квадроциклов становятся рабочими машинами, а 13% «идут на охоту».
Среди охотников и рыболовов, которые могут позволить себе покупку четырехколесного чуда, очень популярны водоплавающие и гусеничные квадроциклы. Такие квадроциклы могут радостно нестись по следам рыбы или зверя. Таковы, к примеру, Argo Conquest (колесная формула 8×8!).
Утилитарные квадроциклы становятся лидерами мировых продаж, и россияне предпочитают именно их (не торопясь сажать всех детей на детские квадроциклы и слишком уж «адреналиниться» на спортивных). Подобные машины великолепны для туризма и активного отдыха - можно не только поехать самому, но и прихватить с собой подругу или друга (утилитарные квадроциклы - это не только место для груза, но и дополнительное сиденье, а вот спортивные - одиночки). А уж проходимость их - ну в точности, как у квадроцикла, то есть абсолютная.
София ВАРГАН