Как много великих достижений науки и техники было сделано в сараях! Сарай - это магическое строение, во все времена притягивавшее некие таинственные силы, способствующее стимуляции нестандартного мышления. Генри Форд создал свой автомобиль, перевернувший жизнь целого мира - в сарае. Первый компьютер Apple был создан - в сарае. Список можно продолжать долго. Такое впечатление, что если местом создания прототипа являлся не сарай, то изделию не суждена долгая и славная жизнь, оно не способно стать культовым для поколений людей.
Мотоциклы Harley-Davidson удовлетворяют всем требованиям культового изделия: первый мотоцикл этой марки был собран в сарае. Причем размеры сарая потрясают воображение: 3×5 м. Царские хоромы!
Все началось в 1901 году, когда Вильям С. Харли разработал проект двигателя объемом 7,07 кубических дюймов. Молодому пионеру от мототехники был 21 год. Артур Дэвидсон, друг детства Харли, помогал приятелю в создании велосипеда с моторчиком - этакого дорожного Карлсона. В 1903 году друзья завершили работу и поняли, что сделали нечто бесполезное: даже небольшие подъемы дороги требовали применения педалей. Видимо, сарай был неподходящий. Велосипед был отложен в сторону, и началась работа над настоящим мотоциклом - над первым Harley-Davidson. Этот мотоцикл имел двигатель 24,74 кубических дюйма и педали ему не требовались. Кстати сказать, первый Harley-Davidson создавался уже не в том сарае, что неудавшийся моторизованный велосипед. И видимо поэтому работа была удачной.
8 сентября была закончена сборка мотоцикла, и прототип тут же принял участие в мотогонках на State Fair Park. Harley-Davidson пришел четвертым – неплохой результат для мотоцикла, у которого пять минут назад была затянута последняя гайка.
Через полгода двигатели фирмы Harley-Davidson (да-да, друзья побеспокоились открытием фирмы ради своего детища, ничего удивительного, это - Америка, страна энтузиастов, патентов и документированного раздела прибыли) появились в свободной продаже. Еще через несколько месяцев уже продавались мотоциклы в сборе. Правда, они все еще собирались в том сарае, 3×5 м.
В 1907 году мотоциклы Harley-Davidson начала покупать местная полиция: очень существенная ниша рынка и отличная реклама для производителя. В этом же году произошел еще один прорыв: появился мотоцикл с двигателем V-twin (до этого все Harley-Davidson выпускались с одноцилиндровыми двигателями). К 1914 году Harley-Davidson уже был ведущим производителем мотоциклов в США. В 1920 году Harley-Davidson стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире.
Тем не менее популярность Harley-Davidson обеспечил Голливуд - давно известно, что Голливуд производит не только кинозвезд, но и брендовые марки товаров. В 1953 году вышел фильм Стэнли Крамера «Дикий», в котором Harley-Davidson впервые появился на большом экране. Мотоциклы немедленно стали ассоциироваться со свободным образом жизни и пренебрежением к законам (дело в том, что по сюжету фильма на Harley-Davidson ездили байкеры-уголовники). Но через десять лет Harley-Davidson стал настоящим символом американской свободы - после того, как «сыграл роль» в фильме «Беспечный ездок». Голливуд есть Голливуд.
Теперь Harley-Davidson - не столько мотоцикл, сколько мировоззрение, образ жизни, воплощение мечты, ожившая легенда. Приобретают не мотоцикл Harley-Davidson, приобретают культовый стиль. Компания Harley Davidson Motor Company выпускает не только тяжелые мотоциклы, которые предназначены для езды по шоссе. Эмблема Harley-Davidson красуется на многих товарах народного потребления: одежда, обувь, мебель, посуда - все это позволяет создать сообщество людей, которые лояльны именно к данной марке. Фирма даже создала сообщество владельцев мотоциклов Harley-Davidson, и это - самый многочисленный в мире клуб любителей мотоциклов.
Сегодня Harley Davidson Motor Company производит мотоциклы пяти типов: Sportster (самые легкие в управлении, идеальные для городского режима, многие детали этого типа Harley-Davidson стали мотоциклетной классикой); Dyna Glide (Dyna - динамичный, Glide - комфортный, пригодны как для эксплуатации в городском режиме, так и для загородных поездок; Touring (считаются идеальными мотоциклами для путешествий, уже в базовой комплектации эти мотоциклы прекрасно приспособлены к длительным поездкам на большие расстояния); Softtail (Soft tail - мягкий зад, классические и традиционные Harley-Davidson); VRSC (мотоцикл XXI столетия, дрэг-куризер, дебютировал в 2001 году).
Образ жизни, предлагаемый Harley-Davidson, популярен у знаменитостей. В списке звездных обладателей мотоцикла Harley-Davidson и Жерар Депардье, и Арнольд Шварценегер, и Кларк Гейбл, и Сильвестр Сталлоне, и Микки Рурк и многие другие. Harley-Davidson предпочитал и Элвис Пресли. Король Испании по выходным ездит на мотоцикле Harley-Davidson. Малколм Форбс (создатель медиа-империи Forbes Magazine, умер в 1990 году), обладал коллекцией из 70 мотоциклов Harley-Davidson.
Практически на днях с конвейера завода компании в Канзас-Сити сошел миллионный Harley-Davidson – красный красавец Sportster 883 Low.
Продемонстрированный компанией новый Harley-Davidson модельного ряда 2009 года, Iron 883, элегантен в лучшем стиле Harley-Davidson, эгоистичен (мотоцикл одноместный, есть возможность установки дополнительного «временного» сиденья). Этот мотоцикл декларирует свободу и легкость, скорость и комфорт. Цвета его - мрачность эгоистичной, одинокой свободы и серебристое сверкание романтики открытой дороги (предложено всего два цветовых решения: черный матовый и серебристый). Анонсированная стоимость мотоцикла поражает: всего $7899 (правда, это стоимость Harley-Davidson поблизости от родного конвейера).
Сейчас Harley Davidson Motor Company сражается с экономическим кризисом, который сказывается на всей промышленности США - спрос на продукцию компании падает. Но Harley Davidson Motor Company существует более 100 лет, пережила две мировых войны и Великую Депрессию. Переживет и этот кризис. Ведь Harley-Davidson - это не просто мотоцикл, это - образ жизни. А образ жизни - это самое стойкое, он выдерживает удары любых кризисов.
София ВАРГАН