Династия Кузнецовых занималась хрупким фарфоровым делом отнюдь не в Китае. Но их продукция широко расходилась по всему миру. Кузнецовский фарфор был известен всюду, он был гордостью России. В Китае кузнецовский фарфор продавали как изделия древних китайских мастеров, и даже сами китайцы не видели разницы между хрупкими и изящными произведениями искусства своих же «хрупких художников» и кузнецовскими изделиями. Говорят даже, что кузнецовский фарфор ценился выше - за непревзойденное качество.
Династия началась в конце XVIII века, когда Яков Васильевич Кузнецов и его сыновья Терентий и Анисим решили начать фарфоровое дело. Легенда гласит, что держал Яков Васильевич кузницу (отсюда и Кузнецов) и занимался по мелочи торговлишкой, да как-то попался ему загулявший купец, и не выдержал Яков Васильевич, взял грех на душу - убил и ограбил. А на добытые столь неправедным путем деньги семейство начало строить фарфоровый завод на знаменитых гжельских глинах.
В 1832 году Терентий Яковлевич открыл филиал фарфорового производства в Дулево, а в 1843 - в Риге. Открытие рижской фабрики было сравнимо только с отвоеванием Петром I «древних лифляндских вотчин» - это было настоящее «окно в Европу» для продукции Кузнецовых. Терентий Яковлевич не почил на лаврах, а начал обрабатывать Сафонова, уговаривая его продать свое предприятие вместе со всеми ноу-хау. Так как методы Якова Васильевича уже были невозможны, уговоры заняли 20 лет. Но в 1851 году Терентий Яковлевич получил-таки вожделенный завод вместе со всеми технологиями и штатом великолепных художников по фарфору.
После этого годовой выпуск продукции кузнецовскими заводами достиг 50 млн. предметов, а годовой оборот - 4 млн. рублей, огромные деньги в те времена. Штат составлял около 5 тыс. человек. А начинали с какой-то негодящей кузницы.
Но самым знаменитым из Кузнецовых был Матвей Сидорович, внук Тимофея Яковлевича. Уже в 15 лет он работал на рижском семейном предприятии, и управляющий вводил его в курс дела, как будущего хозяина. Сидор Тимофеевич Кузнецов умер в 1864 году, когда Матвею Сидоровичу было всего-то 18 лет. В результате до совершеннолетия (21 год) молодого хозяина опекунами по наследству стали мужья сестер.
Матвей Сидорович был одержим планами почти что наполеоновскими. Он задался целью создать на базе семейных предприятий фарфоровую монополию. И занялся тем, что сейчас называют слиянием и поглощением корпораций. То есть, попросту скупал предприятия конкурентов.
В частности он присоединил к семейной собственности фарфоровый завод Ауэрбаха и фарфоровый завод Гарднера. Продукция Ауэрбаха была известна, она удостаивалась медалей на торговых ярмарках. Фарфоровый завод Гарднера - это была практически легенда фарфорового дела. Его продукция пользовалась такой популярностью, а авторитет марки был так высок, что в договоре о купле-продаже предприятия даже оговорили право использования торговой марки. И на кузнецовской продукции, выпускавшейся на том заводе, до самой национализации ставилось гарднеровское клеймо.
Матвей Сидорович был талантливейшим маркетологом и пиар-менеджером. Он всегда четко разрабатывал стратегию продвижения товара на рынок, твердо знал, на какого покупателя ориентирован тот или иной товар, умел установить цену, которая не казалась слишком дорогой или слишком дешевой (огромная опасность для продукции любого предприятия, срабатывает стереотип «дешево - значит, плохо»). Он выпускал посуду для крестьян - с фольклорным орнаментом, для горожан - «наддающее» под «дворянские» сервизы. Он ориентировался на средний класс - самого массового покупателя, работа с которым приносит максимальные прибыли не за счет огромной торговой наценки, но за счет гигантских оборотов.
Фарфор Матвея Сидоровича вытеснил из Турции и Персии западноевропейские марки - Европа не смогла конкурировать с оборотистым россиянином. Он отправлял на Восток посуду, оформленную в восточном стиле (реверанс менталитету покупателей), он экспортировал блюда для плова, пиалы, кальяны.
При этом нельзя сказать, что Матвей Сидорович выжимал из рабочих все соки до последней капли. Напротив, он был очень хорошим руководителем, прямо-таки отцом родным для своих рабочих. Несмотря на жесткую дисциплину, установленную на предприятиях, рабочим полагались разнообразнейшие льготы: выдавалась земля под строительство домов, при заводах имелись общежития (куда комфортабельнее, чем наши хрущевки), церкви, больницы, школы, и даже магазины, цены в которых согласовывались с заводской администрацией (чтоб не обидеть трудящихся). А вот что было категорически запрещено, так это торговля спиртными напитками на территориях заводов. Мудрое решение.
Матвей Сидорович внедрял на своих заводах все новшества, о которых только мог узнать. Так он производил толстостенную, прочную посуду не с художественными рисунками, а с аппликациями - по совершенно новой на тот момент технологии. Он ухитрился сочетать «механическое» творчество с ручной дорисовкой, и смог таким образом не снизить качество изделий.
Матвею Сидоровичу повезло - он не дожил до национализации своих заводов, не увидел, как разваливается уникальное производство, а рабочие, которые делали прекрасную посуду, славящуюся во всем мире, производят штампованные фигурки рабфаковцев. Он умер 9 февраля 1911 года в полной уверенности, что за кузнецовским фарфором будущее.
София ВАРГАН