То, что Россия всегда была страной многонациональной, и в ней жили и проявляли себя представители разных народов, ни для кого не новость. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть список наиболее прославленных деятелей российской культуры, науки, военного дела, политики и так далее. Одним из таких наглядных примеров является история семейства немецких предпринимателей Вогау, на протяжении нескольких десятилетий ковавших экономику дореволюционной России и добившихся на этом поприще немалых успехов.
За последние годы среди богатых, очень богатых и сказочно богатых российских предпринимателей стало очень модно называть себя меценатами и даже совершать на этом поприще определённые реальные дела. Правда, ещё более модным стало покупать себе для развлечения и облагораживания имиджа различные спортивные команды. Но слово «меценат» всё ещё в чести у деловой и финансовой элиты нашей страны. И, между тем, уже практически забыты широкой общественностью те наши соотечественники, которые и создали своей жизнью само понятие «русский меценат». Как почти забыт, к примеру, замечательный российский предприниматель, меценат, коллекционер конца XIX – начала XX веков Алексей Викулович Морозов.
Фамилия «Путилов» большинству из россиян, изучавших историю ещё в советских школах, хорошо знакома – ведь революционные события на Путиловском заводе на рубеже XIX-XX веков описывались в учебниках весьма подробно. Но дело в том, что Алексей Иванович Путилов, несмотря на громкую фамилию, к тому самому промышленнику, Николаю Ивановичу Путилову, имел лишь косвенное отношение.
История гласит, что все
роскошные елисеевские магазины, знаменитые деликатесы и прочие вкусности и
роскошества начались с мелочи - с блюдечка с земляникой. Правда, поднесено это
блюдечко было не абы кому, а графу Николаю Петровичу Шереметеву,
обер-гофмаршалу, и его высокородным гостям, среди которых была и княгиня
Варвара Долгорукая, да еще и в Рождество! Мелочь? Как сказать. Начало XIX
столетия, отопление оранжерей - исключительно с помощью печек, застекления еще
практически нет, ламп дневного света еще долго не будет. Да, в этих оранжереях
можно было выращивать даже зимой экзотические фрукты (если, конечно, садовник
экстра-класса), но вот лесная земляника - дело совсем другого рода. Тут вопрос
и почвы, и освещенности, и влажности, и даже микрофлоры.
Кто не
знает о Третьяковской галерее - поднимите руки! И можно быть уверенным, что ни
одна рука не поднимется, потому что о Третьяковской галерее знают все. И даже
те, кто в ней ни разу не был, не листал альбомов с репродукциями, бережно
укрытыми папиросной бумагой, не вдыхал тишину и мягкость музейных залов…
Третьяковская галерея - это символ культурной России. Очень показательно, что
знаменитая галерея была создана в результате благотворительной деятельности
братьев Третьяковых, Сергея Михайловича и Павла Михайловича, российских купцов,
которые занимались, собственно говоря, прядильным производством, лишенным
всяческой романтики.
Имя основателя династии Строгановых утерялось за давностью
лет. Следует заметить, что в XV веке род был единым, а затем распался на три
ветви: тотемских, циренниковских и сольвычегодских Строгановых. Именно
Строгановы Сольвычегодска известны в России, с их именами связана русская
история, в которую они вписали множество ярких страниц. Но утверждать, что род
стал богат только при сольвычегодских Строгановых, нельзя. В 1445 или в 1446
году один из Строгановых (Лука Кузьмич) выкупил из татарского плена великого
князя Василия Темного «по великому к нему усердию, знатною суммою денег, не
жалея своих пожитков» - сумма была действительно «знатная»: 20 тыс. рублей, по
тем временам - почти астрономическая. Государственная казна таковой не имела.
Династия Шустовых - редкий случай, когда своей известности и процветанию несколько поколений семьи обязано увлечению основателя династии горячительными напитками. Правда, начало было под солидным знаком трезвости. Трезвое начало династии Шустовых сокрыто в веках. Точно известно одно: ко времени правления Петра I Шустовы уже были уважаемыми купцами, далеко не последними людьми в России. Демидовы, претендовавшие на право называться самой старой торговой династией России, намного отстали от Шустовых. Что интересно - купеческая деятельность Шустовых практически не прерывалась - до самого 1917 года (те же Демидовы просто оставили коммерцию, охладев к производственным и торговым сложностям и увлекшись легкой светской жизнью).
На вопрос: кто такой Нобель? - способен ответить любой
школьник. Альфред Нобель, швед, изобретатель динамита, основатель знаменитой и
престижнейшей Нобелевской премии. Ответ будет совершенно правильным и… неверным.
Нобели действительно имели шведское происхождение, но тем не менее были
династией российских промышленников. Как бы это ни показалось странным. И
капитал, из процентов на который выплачивается Нобелевская премия, были
заработаны Альфредом Нобелем на русских просторах.
Иван Сергеевич Соколов был одним из членов семьи Соколовых -
выходцев из Ярославской губернии, известных кулинарных дел мастеров. Среди
Соколовых были рестораторы и повара, их пытались залучить к себе лучшие
заведения Петербурга и Москвы, их блюда были известны даже в Париже,
избалованном хорошей кухней и модой. Так что, арендуя в 1903 году на паях с
Михаилом Уткиным убыточный «Ресторан Лернера», Иван Соколов лишь следовал
традициям семьи. Кстати сказать, вместе со своим компаньоном Соколов работал
официантом в «Ресторане Лернера», и лишь при окончательном банкротстве
заведения решил открыть самостоятельное дело. Однако к этой самостоятельности
Иван Сергеевич был хорошо подготовлен, о ней он мечтал всю жизнь.
Династия Кузнецовых
занималась хрупким фарфоровым делом отнюдь не в Китае. Но их продукция широко
расходилась по всему миру. Кузнецовский фарфор был известен всюду, он был
гордостью России. В Китае кузнецовский фарфор продавали как изделия древних
китайских мастеров, и даже сами китайцы не видели разницы между хрупкими и
изящными произведениями искусства своих же «хрупких художников» и кузнецовскими
изделиями. Говорят даже, что кузнецовский фарфор ценился выше - за
непревзойденное качество.
|