Кто не знает о Третьяковской галерее - поднимите руки! И можно быть уверенным, что ни одна рука не поднимется, потому что о Третьяковской галерее знают все. И даже те, кто в ней ни разу не был, не листал альбомов с репродукциями, бережно укрытыми папиросной бумагой, не вдыхал тишину и мягкость музейных залов… Третьяковская галерея - это символ культурной России. Очень показательно, что знаменитая галерея была создана в результате благотворительной деятельности братьев Третьяковых, Сергея Михайловича и Павла Михайловича, российских купцов, которые занимались, собственно говоря, прядильным производством, лишенным всяческой романтики.
На их фабриках работали тысячи людей. В соответствии с доктринами развитого социализма - злостные змеи-эксплуататоры, кровопийцы и мучители народа были эти братья Третьяковы. Но галерея, названная их именем, опровергает любые штампы и клише. Достаточно просто взглянуть на картины, которые собирали братья и передали их в дар не то что городу - всей России, и сразу становится ясно - никак они не могли быть ни змеями-эксплуататорами, ни кровопийцами, ни мучителями. А - людьми тонко чувствующими и мыслящими свободно. Так и никак иначе.
Датой основания галереи считается тот день, когда Павел Третьяков приобрел картину художника В.Г.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», чем положил начало своей коллекции. Произошло это событие 22 мая 1856 года.
Оригинальным человеком был Павел Михайлович Третьяков. Сам - из старинного купеческого рода, жену взял из известного рода Мамонтовых (Вера Николаевна была двоюродной сестрой мецената Саввы Ивановича Мамонтова). Имел шестерых детей. Занимался производством, как и положено настоящему российскому купцу и промышленнику. И при этом в доме Третьяковых бывали художники, писатели, музыканты, в том числе и И.С.Тургенев, П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, В.Г.Перов, В.Д.Поленов и многие, многие другие. Кстати сказать, Чайковский был родственником Третьяковых, а старшая дочь Павла Третьякова Вера вышла замуж за пианиста Александра Ильича Зилоти, двоюродного брата композитора С.В.Рахманинова. Любовь, третья дочь Павла Михайловича, вышла замуж за художника Н.Н.Гриценко, а во втором браке она была замужем за знаменитым живописцем Л.С.Бакстом, который не только писал картины, но и оформлял балеты для Русских сезонов С.П.Дягилева в Париже. Две другие дочери стали женами братьев Боткиных - сыновей известного врача-клинициста С.П.Боткина (да-да, болезнь Боткина - это оттуда). Александра вышла замуж за Сергея Боткина, врача и коллекционера, а Мария - за военного моряка, врача, изобретателя, путешественника Александра Боткина.
Такая вот интересная смесь творческого начала и коммерческой жилки. Очень показательно в этом плане письмо Павла Третьякова любимой дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».
После многих благотворительных деяний, Павел Михайлович Третьяков решил построить для художественной галереи отдельное здание, где и разместить свой дар - произведения искусства, которые он собирал долгие годы.
Сергей Михайлович Третьяков, младший брат, был личностью тоже в своем роде примечательной. Правда, его архив не сохранился, и поэтому биография Сергея Третьякова не известна в тех подробностях, как биография его старшего брата.
Но точно известно, что он собирал произведения западноевропейских художников, в основном французских, чтобы не было повторов и конкуренции с коллекцией Павла Третьякова - тот в основном специализировался на русской живописи. Утверждают, что многие полотна, приобретенные Сергеем Третьяковым, повлияли на российское искусство. Например, В.А.Серов, К.А.Коровин, И.М.Прянишников и даже И.Е.Репин написали многие знаменитые картины под влиянием «Деревенской любви» Бастьена-Лепажа.
Так же, как и старший брат, Сергей Михайлович Третьяков в своей духовной отписал собрание картин городу для создания городской художественной галереи. Кроме того, он оставил капитал, на проценты с которого должны были приобретаться произведения русской школы. Коллекции братьев были слиты - и возникла Третьяковская галерея.
Братья Третьяковы - это классический пример русского купечества, которое не только занималось «деланием денег», но и разнообразной благотворительностью, живо интересовалось культурой, наукой и искусством, более того - стимулировало их.
Есть надежда, что современное «купечество» когда-нибудь дорастет до нравственного уровня братьев Третьяковых. В конце концов Россия к этому всегда предрасполагала.
София ВАРГАН