Имя основателя династии Строгановых утерялось за давностью лет. Следует заметить, что в XV веке род был единым, а затем распался на три ветви: тотемских, циренниковских и сольвычегодских Строгановых. Именно Строгановы Сольвычегодска известны в России, с их именами связана русская история, в которую они вписали множество ярких страниц. Но утверждать, что род стал богат только при сольвычегодских Строгановых, нельзя. В 1445 или в 1446 году один из Строгановых (Лука Кузьмич) выкупил из татарского плена великого князя Василия Темного «по великому к нему усердию, знатною суммою денег, не жалея своих пожитков» - сумма была действительно «знатная»: 20 тыс. рублей, по тем временам - почти астрономическая. Государственная казна таковой не имела.
Первый известный сольвычегодский Строганов - Аника Федорович Строганов, родившийся в 1497 году и заложивший основы одного из крупнейших российских частных предприятий. Именно Аника Строганов построил в Сольвычегодске соляные варницы, начав предпринимательскую деятельность уже в 18 лет.
Соль, столь привычная и дешевая в наше время, тогда ценилась буквально на вес золота. Когда один из Радзивиллов устроил для своих гостей летом зимние санные катания, «вымостив» дорогу солью «под снег», это вызвало еще большее удивление и зависть, чем когда те же Радзивиллы крыли замковые крыши листовым золотом. И Аника Строганов, уже в юном возрасте нюхом чуявший прибыльные дела, стал соляным магнатом.
Аника Строганов был не только купцом, предпринимателем, производителем, но и талантливейшим политиком. Он ухитрялся быть «правильным» для всех. Для работников он был строгим, но рачительным хозяином. Для церкви - благочестивым человеком, который щедро жертвовал на храмы и даже построил ряд церквей (монументальные строения, возведенные на деньги Строганова, до сих пор стоят в Сольвычегодске и являются славой города) и монастырей. Для государства - весьма полезным коммерсантом, которому было поручено наблюдение за торговлей англичан через Белое море и Северную Двину. Кстати сказать, именно это наблюдение и торговля с иноземцами и привела Строгановых на Урал - стремление расширить торговлю мехами, которые активно скупались иностранными гостями, толкало на восток.
В 1558 году Иоанном IV, первым русским царем и великим князем, было пожаловано среднему сыну Аники Строганова, Григорию, «для всего рода» 3,5 млн. десятин земли на Северо-Западном Урале. К концу XVI века владения Строгановых составляли уже более 10 млн. десятин земли. Вдоль рек Кама и Чусовая Строгановы строили города и крепости, формировали и вооружали гарнизоны, создавали «милицию» для поддержания внутреннего порядка. Знаменитый поход Ермака в Сибирь - это инициатива и финансы Строгановых.
Дела Строгановых шли так хорошо, что во времена междуцарствия, в Смутное время, купцы имели возможность помогать денежными взносами законной власти. Общая сумма пожертвований тех лет составила 841 762 рубля (согласно одной из жалованных грамот Петра I) - невообразимые деньги. Василий Шуйский пожаловал Строгановым особый титул - «именитых людей», с правом называться с «-вичем», что являлось привилегией самых знатных княжеских и боярских родов.
То ли пожертвования в казну, то ли безумное богатство Строгановых привели к ряду других привилегий. Они подлежали только личному царскому суду, и никакой другой ни суд, ни подсудок, не имели права судить Строгановых. Они могли лить пушки, содержать личную охрану (фактически - собственную армию), строить города, остроги и деревни. В конце XVII века во владении Григория Дмитриевича Строганова было 10 млн. десятин земли, 20 городов и острогов, свыше 200 деревень и 15 тыс. душ мужского пола (женщин и детей не считали).
В XVIII веке Строгановы в дополнение к соляным промыслам, пушнине и прочему, начинают заниматься металлургией. Не то что они так рвались оставить соль - все же она являлась основой всей строгановской «империи», но к тому времени появилась соль, добытая из озер Нижнего Поволжья, и была она дешевле строгановской.
Занятия металлургией привели к столкновению Строгановых с Акинфием Демидовым, который к тому времени подмял под себя солидный кусок Урала. Строительство Строгановыми Билимбаевского завода стало возможным лишь после того, как была выиграна тяжба с Демидовым, который тоже положил глаз на лакомые рудники на реке Билимбахе. Но барон (к тому времени Строгановы уже обзавелись титулами) Александр Строганов подал челобитную в Берг-Коллегию, сославшись на привилегию 1719 года (в соответствии с ней предпочтение при постройке заводов отдавалось собственникам земель, на которых были обнаружены рудные месторождения). Демидов Строгановым проиграл.
Строительство Юго-Камского завода столкнулось с сопротивлением казны - государство желало иметь там медеплавильные печи и его приоритет был неоспорим. Но Строгановых поддержала Соляная контора, а прокурор Берг-Коллегии Суворов, который пытался опротестовать действия Строгановых, в результате пострадал - несмотря на разногласия с казной, авторитет и влияние Строгановых при дворе были высоки.
Начиная с «одворянивания» XVIII века Строгановы стали вести жизнь аристократов. При этом широко распространяли благотворительность, строили церкви и школы, поддерживали поэтов (поддержкой Строгановых пользовались Державин, Бортнянский, Богданович, Крылов). Александр Сергеевич Строганов, первый граф из этого рода, открыл в Санкт-Петербурге Публичную библиотеку, наблюдал за строительством Казанского собора (архитектор Воронихин, строивший Казанский собор, был бывшим крепостным Строганова). Сергей Григорьевич Строганов был попечителем Московского университета, и многие профессора, получавшие «строгановские гранты», стали гордостью российской науки. Он же основал знаменитое Строгановское училище - первую российскую школу рисования.
В российской науке и культуре существует понятие «строгановский период», в российской архитектуре - «строгановский стиль». Уже по этому можно судить о том, насколько глубокий след оставила династия за пять веков (!) своей деятельности. Все оборвалось в 1917 году (как и у многих других предпринимателей и меценатов России), и теперь династия Строгановых - лишь история. Но монументальные следы этой династии все еще есть на российских просторах.
София ВАРГАН