То, что Россия всегда была страной многонациональной, и в ней жили и проявляли себя представители разных народов, ни для кого не новость. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть список наиболее прославленных деятелей российской культуры, науки, военного дела, политики и так далее. Одним из таких наглядных примеров является история семейства немецких предпринимателей Вогау, на протяжении нескольких десятилетий ковавших экономику дореволюционной России и добившихся на этом поприще немалых успехов.
Приехали в поисках счастья, уехали не по своей воле
Когда в 1827 году Максимилиан фон Вогау приехал в Россию, в Москву, его положение было не бедственным, но и не столь уж завидным. Да, он был представителем древнего дворянского рода из немецкого герцогства Гессен, но в свои 20 лет Максимилиан был настолько беден, насколько беден был и весь род Вогау. Именно поэтому молодой человек, не имея никаких перспектив на родине, решился на во многом отчаянный и авантюристический шаг - отправиться в далекую, и чего уж скрывать, в представлениях европейцев все еще варварскую Россию в надежде отыскать хоть там свое место под солнцем. Место это на первых порах оказалось не самым завидным: в одном из торговых домов Москвы, большинство из которых содержалось иностранцами, Вогау начинал практически с должности мальчика на побегушках.
Однако всего за двенадцать лет он сумел существенно продвинуться по карьерной лестнице и составить себе в московских деловых кругах хорошую репутацию. Иначе вряд ли бы один из виднейших работавших в России промышленников, владелец красильной фабрики Франц Рабенек, выдал бы за него свою дочь Эмилию. Воспользовавшись выгодной женитьбой и верным расчетом, что в России у иностранного капитала появляется шанс заработать, уже в 1840 году (по другим данным, 1 января 1841 года) Максимилиан Вогау вместе с прибывшими к нему из Германии младшими братьями Фридрихом и Карлом основывает собственную торговую контору.
Первоначально сферу деятельности семейного бизнеса братьев Вогау составляла торговля чаем (тогда этот сегмент рынка именовался «колониальными товарами»), однако со временем дела пошли настолько хорошо, что во второй половине позапрошлого века Вогау переключились на тяжелую промышленность и благодаря немецкой педантичности и трудолюбию добились завидных результатов и здесь. Расцвета семейный бизнес при Гуго Вогау, сыне Максимилиана, однако на вершине семья держалась недолго. Сначала в 1914 году началась Первая Мировая война, Россия соперничала с Германией - а большинство членов семейства Вогау, живших в России, так и остались немецкими подданными. По законам же военного времени экономическая деятельность подданных враждебного государства в стране была запрещена. К тому же начались стихийные погромы предприятий и имущества семьи Вогау, несмотря на то, что они активно жертвовали на благотворительность огромные деньги. Ну, а уж после октября 1917 года у Вогау не оставалось иного выбора, как вернуться в Германию. Иной вариант выбрал Максим Марк Вогау, сын Гуго Вогау, но жизнь показала, что вариант этот оказался фатальным - в 1938 году профессор радиотехники Вогау был расстрелян как немецкий шпион.
Неважно, на чем зарабатывать - на чае, на металле
Всем известно выражение «деньги не пахнут», которое выражает циничный принцип, согласно которому происхождение денег и то. какой ценой и с помощью каких методов они были получены, не важно. Однако оборотной стороной этого принципа является вполне позитивное правило любого делового человека: не имеет значения, в какой именно сфере работать - если к своему делу подходить добросовестно, добиться успеха и богатства можно везде. Деятельность семьи Вогау в России является неплохой тому иллюстрацией. Первоначально, как уже говорилось, семейное дело базировалось на торговле чаем. Сначала - на чае из Китая, затем на индийском чае, завозимом из Англии. После - на индийском чае, импортируемом напрямую из Индии. Высокий спрос на чай в России помог вдобавок к деньгам, доставшимся от тестя, получить Максимилиану Вогау и его братьям неплохой капитал, который был уже пущен в дело торговли иностранным текстилем, учитывая бурное развитие текстильной промышленности.
В 1859 году контора была преобразована в «Торговый дом Вогау и Ко», а в 1870 году начался этап наиболее бурного развития бизнеса Вогау. С этого момента и вплоть до начала Первой Мировой войны они развивали, расширяли и укрепляли свою промышленную, торговую и финансовую империю. Вогау стали владельцами сахарных заводов и продавцами готовой продукции. Вогау стали одними из учредителей Московского учетного банка. Вогау стали владельцами металлургических предприятий по добыче железной руды и по обработке металлов (медно прокатные и латунные предприятия). Вогау стали одними из частных инвесторов в расширении сети железных дорог в России и на свои средства строили железные дороги и железнодорожные станции. Вогау стали владельцами Общества электрического освещения, в конце XIX века начавшего внедрять в России электричество в коммунальной сфере. Вогау стали первыми в стране продавцами автомобилей (разумеется, иностранных). Одним словом, редкая из важнейших отраслей российской промышленности сто лет тому назад не имела предприятия, на котором были бы представлены интересы семьи Вогау (а всего таких предприятий было более двадцати). Закономерным следствием этого стало то, что к 1913 году Вогау стали одним из богатейших семейств России. Согласно составленному ныне журналом Forbes списку богатейших россиян 1913 года, Вогау с примерным капиталом в 41 миллион золотых царских рублей в тот момент входили в число пяти богатейших семейств страны, опережая такие знаменитые фамилии промышленников, как Морозовы и Рябушинские.
Александр Бабицкий