За последние годы среди богатых, очень богатых и сказочно богатых российских предпринимателей стало очень модно называть себя меценатами и даже совершать на этом поприще определённые реальные дела. Правда, ещё более модным стало покупать себе для развлечения и облагораживания имиджа различные спортивные команды. Но слово «меценат» всё ещё в чести у деловой и финансовой элиты нашей страны. И, между тем, уже практически забыты широкой общественностью те наши соотечественники, которые и создали своей жизнью само понятие «русский меценат». Как почти забыт, к примеру, замечательный российский предприниматель, меценат, коллекционер конца XIX – начала XX веков Алексей Викулович Морозов.
Алексей Морозов, родившийся в 1857 году, был представителем легендарного российского купеческого рода Морозовых, давшего нашей стране многих выдающихся предпринимателей, промышленников, торговцев. Он относился к старшей ветви этого семейства, носившего имя его отца, Викулы Алексеевича Морозова, «Викуловичи». Совершенно естественно, что с ранних лет жизни Алексей подготавливался к продолжению семейной предпринимательской династии, которая владела крупными текстильными мануфактурами, впоследствии преобразованными в фабрики, и объединёнными в «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями». В 12-летнем возрасте Алексей был отдан на обучение в реальное училище. Но прикладные науки, которые и составляли основу образование делового человека, Алексею Викуловичу давались с трудом, вернее, почти не давались, так что он оставил училище, так и не окончив курса. Зато его всегда тянуло к дисциплинам гуманитарным, так что он получил в большей степени именно гуманитарное, нежели прикладное домашнее образование. Богатая семья Морозовых могла себе позволить нанимать для своих отпрысков маститых репетиторов, профессоров из Московского университета. Именно таким образом Морозов изучал российскую историю и историю искусства.
Так что к моменту своего 20-летия Алексей Викулович, начавший карьеру на семейном предприятии, уже испытывал жгучий интерес к историческим предметам и произведениям искусства. Этот интерес довольно быстро перерос в увлечение, а затем и в страсть. Собственно, именно на коллекционирование различных диковин (начавшееся с собирания редких образцов фарфоровой посуды) и затрачивались деньги Морозова.бщеизвестно, что род Морозовых был старообрядческим) не позволяла тратить деньги на обычные удовольствия российских богачей. Поэтому и главой семейного предприятия Алексей Викулович был недолго, с 1894 по 1900 годы, когда передал управление «Товариществом» брату Ивану. Правда, за это время он успел пожертвовать и немалые средства на благотворительность: в 1898 году он выделил московским властям 400 тысяч рублей, на которые в 1902 году была открыта Московская детская больница имени Викулы Морозова.
С начала 1900-х годов Алексей Викулович полностью сосредоточился на преумножении и сохранении своей коллекции предметов искусства, выделив под неё весь второй этаж своего московского дома, регулярно выпуская каталоги, с которыми могли ознакомиться все заинтересованные. Основную славу этой коллекции составляли именно изделия из русского фарфора, общая численность которых доходила до 2,5 тысяч предметов. Большой интерес у искусствоведов и любителей живописи вызывало собрание гравюр и литографий, общим числом в 10 тысяч листов (когда в 1895 году Алексей Викулович приобретал у коллекционера Тюляева основу этого собрания, там была всего тысяча листов). Хорошо известны специалистам и «рядовым» ценителям были собрания древнерусских икон XIII-XVII веков и изделий из серебра XVIII века.
Морозов уже подумывал о том, чтобы передать свою разрастающуюся коллекцию в дар городу, последовав примеру Третьякова, но начавшаяся Первая Мировая война и последовавшие революционные события в России помешали этим планам. В ходе Гражданской войны коллекция Морозова понесла существенный урон, но находящийся в преклонных летах и потерявший всё своё немалое состояние Алексей Викулович сумел сохранить значительную её часть – на момент национализации коллекции в ней насчитывалось почти 2800 предметов. Он отказался покинуть своё детище и первые годы Советской власти, конфисковавшей коллекцию и сделавшей её составной частью Музея-выставки русской художественной старины, даже был её официальным хранителем. Однако в конце 1920-х годов Морозовская коллекция была разделена между различными московскими музеями, отдельные её части попали в Оружейную палату, в Исторический музей и в Третьяковскую галерею. Таким образом, как единое целое она перестала существовать. Этот факт тяжело сказался на здоровье Алексея Викуловича, в последние годы он много болел и 2 декабря 1934 года скончался в Москве.
Александр Бабицкий