Ресторан «Савой» вот уже около столетия является одной из легенд Москвы, своего рода исторической достопримечательностью с кулинарным уклоном. Это о нем В.А.Гиляровский, русский журналист, прозаик и поэт, писал: «Люстры и бра в стиле версальских дворцов притягивают взор посетителей и заставляют радоваться за Москву». Этот «версальский» стиль ресторана был создан по проектам инженера Висневского и архитекторов братьев Весниных (лидеры архитектуры конструктивизма), а знаменитый многоярусный фонтан - по эскизу самого Михаила Врубеля, окружающая фонтан бронзовая решетка с прекрасным морским орнаментом (она словно состоит из бесконечных рядов морских раковин) - изготовлена на московской фабрике бронзовых художественных изделий придворных поставщиков Вишневских.
Потолочная живопись, неправильной формы венецианские зеркала, вся эстетика в стиле рококо усиливают «дворцовое» впечатление ресторанных залов.
Ресторан «Савой» открылся вместе с гостиницей в 1913 году и еще тогда поразил посетителей небывалой роскошью, дивной кухней, удивительным даже для России тех времен сервисом. Хотя в те времена нужно было очень постараться, чтобы удивить Москву. Ресторан немедленно стал излюбленным местом знаменитостей «серебряного века». В «Савое» собирались артисты Большого и Малого театров, режиссеры, журналисты, литераторы. Среди посетителей ресторана - Маяковский, Булгаков, Ермолова, представители художественных объединений «Ослиный хвост» и «Бубновый валет»…
Невозможно, но ресторан «Савой» пережил и революции и войны, он и теперь такой же, каким был в далеком 1913 году. «Савою» повезло - отель в советские годы был предназначен для приема иностранных гостей, и, как следствие, сохранились старые ресторанные традиции, и даже преемственность кулинарных традиций. И, конечно же, ресторану было позволено сохранить роскошь своих уникальных интерьеров - ведь «Савой» (и отель, и ресторан) должен был оказывать услуги международного класса.
Реконструкция 2003 года коснулась в основном отеля, а в ресторане не изменилось ничего (только пол теперь мраморный, но это еще больше подчеркивает «версальский дизайн»). Все интерьеры ресторана были тщательно отреставрированы, чтобы вернуть им прежний блеск и уникальность роскоши начала ХХ столетия. Воссоздали и потолочные, и стенные росписи, и старинный фонтан, бывший гордостью «Савоя».
Теперь переступить порог ресторана «Савой» - все равно что переступить порог машины времени и перенестись на столетие назад, в «серебряный век». И современные костюмы посетителей ресторана даже удивляют, подсознательно ожидаешь увидеть длинные, шуршащие платья, воздушные широкополые шляпы, украшенные цветами, хрустящие белые рубашки и тонкие часовые цепочки, пересекающие жилеты - настолько полно впечатление от интерьеров «Савоя».
Но ресторан во все времена был прославлен не только своим дизайном, но и замечательными кулинарными традициями. «Савой» специализировался на блюдах европейской и русской кухни, и повара ресторана были известны в Москве едва ли не больше, чем многие посетители золоченых ресторанных залов. Стерлядь домашнего копчения с соусом из икры и фламбированный бифштекс, куропатка a la Suvoroff и фрукты с соусом Сабаньон… Только от названий слюнки текут.
Современный «Савой» предлагает посетителям, наряду с европейскими, блюда исконной русской кухни. Мало того, что их готовят по старинным рецептам, но еще и в самой настоящей русской печи - больше ни один московский ресторан подобного предложить не может. С помощью старинных рецептов составлено и разнообразное охотничье меню. В карте вин только шампанского - более 20 наименований.
По вечерам в «Савое» пищеварение стимулируется живой музыкой в самых разных стилях и жанрах: джаз соседствует с романсами, классическая музыка - с танцевальными номерами, фольклорные ансамбли - с эстрадными коллективами.
Если некоторые рестораны Москвы сравнивают с лучшими европейскими ресторанами, то «Савой» - это настоящий глоток старой, дореволюционной России, осколок настоящего «серебряного века», почти чудом перенесенный в наше бурное, компьютеризированное столетие.
София ВАРГАН