Москва отличается от всех городов мира своими кафе и ресторанами - в любое время суток можно отыскать работающее заведение, которое предложит не только поесть, но и полную программу развлечений. Московская тусовка перемещается от одного кафе к другому в течение суток: утром и днем это по большей части деловые встречи или просто качественное питание, вечером и ночью - уклон в романтику и приятное времяпровождение с музыкой и танцами.
Деловые встречи Москва предпочитает проводить в кафе с хорошей кухней и спокойной атмосферой, без навязчивой музыки, ди-джеев и прочих клубных атрибутов. Романтика тяготеет как к уютному покою, так и к экзотическим во всех планах заведениям - в зависимости от возраста и личных предпочтений романтиков. В этом случае главное не кухня, а общая атмосфера кафе.
Если рассматривать кафе с точки зрения кухни, то на данный момент на пике популярности находится итальянская кухня. Следом за ней идет европейская, и на третьем месте - русская кухня. Разница в показателях по этим вариантам невелика - популярность европейской кухни отстает от итальянской всего на 2,5%. Русская кухня оторвана от лидера более значительно - на 7,6%. Тем не менее, русская кухня опережает средиземноморскую, японскую, китайскую, французскую, и продолжает подниматься в рейтинге, упорно стремясь к положению лидера. Самой непопулярной кухней сейчас является рыбная.
С показателями моды и гламурности ситуация сложнее. Здесь происходит постоянная перетасовка лидеров. При этом на пике моды всегда - вновь открывшиеся заведения, однако, редко кому удается продержаться в списке «самых-самых» более полугода. Не проходит и нескольких месяцев, как модная и гламурная Москва бросается в другое заведение - к лучшему звуку, танцполу, посетителям. Правда, сошедшее с пика популярности заведение еще года полтора-два котируется как «вполне приличное» и приносит своим владельцам неплохой доход. Затем окончательно уходит со сцены, либо переквалифицируясь в кафе для широкой публики среднего ценового диапазона, либо с полной сменой концепта, названия, дизайна, кухни и т.д. - в попытке вернуть ушедшую популярность. Но при смене концепта мы имеем дело уже не с прежним заведением, слегка «подкрашенным», а с совершенно новым.
Для модности заведения немаловажны постоянные посетители. Например, такое спокойное арт-кафе, как «Табакерка», в котором нет ни современной молодежной клубной атмосферы с оглушающей музыкой, ни танцпола, продолжает оставаться популярным и посещаемым вот уже около десятилетия - за счет уюта, хорошей кухни и - посетителей. Певцы и режиссеры, барды и актеры - подобные завсегдатаи притягивают другую клиентуру, которая готова оплачивать не слишком маленькие счета, чтобы поглазеть на известных людей.
Так что чем больше «лиц с обложки» посещает кафе, тем больше туда пытается попасть всех остальных.
Роскошный отдых сейчас все больше ассоциируется с удачным расположением кафе, дизайнерскими интерьерами, наличием веранды (когда речь идет о теплом времени года) и кальяном. Да, кальян - на пике популярности в кафе Москвы, ради него могут отказаться от заведения с хорошей кухней, если оно не предлагает созерцательного времяпровождения над сладко булькающей чашей. Кстати сказать, в некоторых кафе Москвы имеются специальные меню для кальяна - в качестве наполнителя-фильтра используется отнюдь не вода, а различные коктейли.
В последнее время в моду начинают входить заведения с эзотерической направленностью. К примеру, Ом Кафе подбирается к верхним строчкам рейтинга популярности. Привлекают посетителей не столько тайское и индийское меню, сколько интерьеры в стиле буддистских храмов, статуи Будды и Ганеши, мантры, выгравированные на барной стойке. Хотя это кафе – исключительно на любителей, потому что только энтузиаст способен оценить такую особенность кафе, как наличие в меню 850-ти сортов чая.
Чайные кафе - отдельная сказка для любителей восточной культуры. В таких кафе можно действительно прикоснуться к «тонкому Востоку», поучаствовать в самой настоящей чайной церемонии, попробовать самый настоящий, правильно заваренный чай. Атмосфера - расслабляющая, и чайные вполне заменяют антидепрессанты, работу психологов и прочие попытки отвлечься от безумных скоростей мегаполиса. Но, конечно, чайная церемония, Восток, зеленый чай - это дело сугубо на любителя. Или для тех, кто желает расслабиться в «настоящей» восточной атмосфере (не византийская или азиатская пышность, но китайская релаксация).
Для ностальгирующих по 70-80-м годам прошлого столетия по-прежнему открыты двери «Петровича», где можно не только попробовать поросенка с гречневой кашей в классическом старорусском стиле, но и потанцевать под популярную полстолетия назад музыку. Кстати сказать, это кафе весьма любимо иностранцами - очевидно, наравне с арбатскими матрешками.
После недавнего ребрендинга начала постепенно набирать популярность сеть «Кофеин». Эти кафе предоставляют возможность не только выпить действительно хороший кофе, но и вполне прилично и недорого поесть (ассортимент, разумеется, ближе к «кофейному» - различная выпечка, но несколько вариантов супов, салатов, блинов и сэндвичей имеются, причем - всегда свежие). Что особо приятно для любителей неспешного времяпровождения - wi-fi, книги, пресса - все к услугам посетителей. Цены - демократичные, раз в неделю - артистические вечера. «Кофеин» сейчас - это определенного рода возрождение творческой атмосферы 60-70-х годов прошлого века, с бардовской песней, самодеятельными художествами и фотографиями. В общем, этакий ностальгирующий рассадник будущих талантов для современной молодежи.
Ну а пик гламура москвичам и гостям столицы приходится постоянно отслеживать по «лицам с обложки» - куда именно они направляют свои стопы в данный момент, там и находится популярная земля обетованная. Но не следует забывать, что популярность кафе приходит и уходит, а кухня остается. Что же касается танцев, то за этим лучше отправляться не в кафе, а в клубы, которые обеспечат жаждущих и атмосферой, и музыкой, и возможностью общения с единомышленниками или «единовкусниками».
София ВАРГАН