С налоговым бременем бизнес не смирялся никогда. Реалии, трактовавшиеся в 90-е годы ХХ века как «уклонение от налогов», формировались параллельно с ним на развалинах советской экономики. По мере того, как бизнес обретал более легитимные формы, государство выработало концепт налогового планирования, под которым понимаются не выходящие за рамки закона действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Для юридических лиц это выбор между различными способами осуществления деятельности и размещения активов, нацеленный на минимально возможное снижение уровня налоговых обязательств. Налоговое планирование предполагает широкое применение всех установленных законом льгот, оценивает позиции налоговых органов, учитывает тенденции налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Оптимизация и минимизация
Налоговое планирование базируется на оптимизации налогов и их минимизации. Это не одно и то же. Термин «минимизация» некоторые экономисты вообще называют «мертвым», поскольку идеальная минимизация налогов подразумевает полное прекращение хозяйственной деятельности предприятия.
Понятие «оптимизация» гораздо шире. Оно означает стремление сэкономить на налоговых расходах во имя роста финансовых показателей. Считается, что если доля всех уплаченных предприятием налогов не превышает 4 % выручки, то о дополнительной оптимизации можно не беспокоиться: достаточно обойтись исправным и своевременным ведением бухгалтерского и налогового учета. Показатель доли налоговых отчислений по отношению к выручке в размере 4-10% - серьезный повод для беспокойства. Скорее всего, назрела необходимость налогового анализа и экспертизы любых организационных, юридических и финансовых маневров. То же относится и к вводимым инновациям.
Доля налогов в выручке, зашкаливающая за 10% - симптом краха. Если такой бизнес еще непонятным образом держится на плаву, то он явно агонизирует. Планка в 50% - это уже из мифов о «Газпроме».
Внешнее и внутреннее налоговое планирование
Большинство российских компаний освоило «двойную» стратегию, применяя сразу внешнее и внутреннее налоговое планирование. Вся философия внешнего налогового планирования уместилась в емком афоризме от Артура Годфри: «Патриотизм кончается там, где начинается налоговая декларация». Оно сводится к тому, чтобы заменить один налоговый субъект другим, изменить вид деятельности налогового субъекта либо сменить налоговую юрисдикцию.
Практически это может выглядеть примерно следующим образом. Одна компания задействует в своей бизнес-схеме «инвалидные» льготы: принимает в штат определенное число инвалидов, получая экономию на прямых налогах. Другая может выступать как торговый агент или комиссионер, работающий по «чужому» поручению за определенное вознаграждение, - это и будет изменением вида деятельности субъекта. Третья имеет регистрацию на территории, где при соблюдении определенных условий можно рассчитывать на послабления в налогообложении.
Налоговый федерализм наделяет субъекты Российской Федерации исключительным правом самостоятельно и по собственному усмотрению устанавливать ставки региональных и местных налогов, а также льготных режимов налогообложения. На территории государства насчитывается около двадцати различных зон с привлекательной в той или иной степени спецификой налогообложения. На территории особой экономической зоны в Республике Алтай, к примеру, на 4 % снижен налог на прибыль организаций-резидентов ОЭЗ. Участники ОЭЗ в Магаданской области освобождены от уплаты налога на прибыль до 2014 года. Но речь идет лишь о прибыли, инвестируемой в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.
У внутреннего налогового планирования механизмов гораздо больше. Его эффективность зависит и от выбора учетной политики, и от разработки контрактных схем, и от умения пользоваться различными льготами, а также от ряда специальных методов.
Налоговый консалтинг
Еще до начала мирового экономического кризиса налоговое планирование превратилось в объект растущего потребительского спроса, на который, соответственно, появилось и предложение. Рынок услуг в сфере налогового планирования рос завидными темпами. Налоговый консалтинг наращивал показатели востребованности, &пока не дали о себе знать рецессивные симптомы в финансовом секторе. Бизнес в течение 2008-2009 года пребывал в не самом бодром состоянии и не готов был пользоваться услугами профи – не только в области налогового планирования, но и аудитом вообще.
Но на 2010 год эксперты дают оптимистические прогнозы. По их мнению, налоговый консалтинг вновь обретет былую актуальность. Бизнес берет курс на реструктуризацию и оптимизацию затрат.
Число компаний-уклонистов, практикующих «черные» методы, все же со временем уменьшается. Лучше заплатить по закону и спать спокойно, чем иметь дело с Уголовным кодексом.
Раньше с недобросовестными налогоплательщиками боролись иначе: налоговые органы подавали в суд иски о признании недействительными сделок. Затем положение о праве обращения в суд для признания сделок недействительными из российского Налогового кодекса было исключено.
Светлана Усанкова