Градостроительный кодекс – это довольно часто изменяемый документ российского законодательства. И даже если он не изменяется полностью, то в него с завидной регулярностью вносятся разнообразные поправки. Поэтому, изучая Градостроительный кодекс, необходимо обращать внимание на даты изменения документа.
Действующий сейчас Градостроительный кодекс был принят в 2004 году, и с тех пор обрастал в достаточной степени частыми поправками, регламентирующими спорные моменты законодательства или просто «вдогонку» - по возникшим спорным вопросам.
В общем и целом Градостроительный кодекс устанавливает общий порядок разграничения мест поселения на зоны с тем или иным регламентом, то есть, определяет – где, что и как можно строить.
К примеру, в особо охраняемой природной территории строить нельзя – и Градостроительный кодекс имеет соответствующую статью, регламентирующую зонирование такой территории и установление определенных правил градостроительства, если вдруг подобная территория оказалась в черте места поселения (например, дендрический парк в центре города).
Градостроительный кодекс РФ описывает зоны для различных типов градостроительной деятельности (к примеру, для жилой или производственной застройки), в нем декларируется, что зонирование может проводиться с учетом различной высоты зданий и так далее.
Наиболее болезненная тема Градостроительного кодекса – точечная застройка обжитых территорий. Например, в центре города решили построить высотное здание. Разумеется, жители близлежащих домов отнюдь не будут счастливы от подобного строительства. Во-первых, сама стройка – это в достаточной степени неприятно (постоянный шум, грязь, развороченный асфальт и прочее), но ведь проблема еще и в сокращении придомовой территории (обычно то, что еще вчера было уютным двориком или вполне симпатичной стоянкой «под окнами», вдруг сегодня становится чужой территорией, чужой стоянкой, на которую собственный автомобиль не может даже чихнуть из выхлопной трубы). А кроме того кардинально изменяется вид из окна – вместо роскошной панорамы взгляд упирается в стену новостройки. Однако, запрета на точечную застройку в Градостроительном кодексе РФ нет. Оно и не удивительно, ведь такой запрет существенно сократил бы строительные возможности города.
Что приятно в Градостроительном кодексе, так это то, что он обязывает сделать всю градостроительную деятельность прозрачной – этому посвящена целая глава кодекса (гл. 7, «Информационное обеспечение градостроительной деятельности»). То есть, сведения «о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений», обязаны предоставляться органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов «по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц».
То есть, если у физического лица появились сомнения в том, что парк, расположенный неподалеку от дома, сносится в обход действующего законодательства, а на его месте планируется построить гигантскую автостоянку, и детям близлежащих домов останется только гулять меж стройных автомобильных рядов, это лицо может совершенно спокойно обратиться в «органы местного самоуправления городского округа» или в «органы местного самоуправления муниципального района», и затребовать информацию «о развитии территории» и об ее застройке. И заодно выяснить – не планируется ли сооружение детского парка вместо того, который сносится. А соответствующий «орган» обязан информацию предоставить и на вопросы ответить.
Но, конечно, далеко не все в Градостроительном кодексе идеально – иначе он не нуждался бы в таких частых поправках и дополнениях. Например, в нем не упоминается ландшафтное зонирование, нет конкретики в параметрах плотности застройки для каждого типа территориальных зон, описание зон приводится только для одного типа градостроительной деятельности, а ведь возможны различные сочетания, и так далее.
Но Градостроительный кодекс изо всех сил доказывает, что он – не догма, а руководство к действию. И изменяется, отзываясь на нужды не только градостроителей, но и обычных граждан страны. Правда, на нужды чиновников он отзывается больше, ну так они же и поближе к кодексу…
София ВАРГАН