По статистике, в бюджете каждого человека, независимо от региона проживания, одной из самых больших расходных статей является оплата коммунальных услуг. Действительно, самым дорогим «удовольствием» в нашей стране по-прежнему остается элементарное проживание: счета от коммунальных служб порой пугают значительными суммами, а законодатели удивляют неожиданными новациями.
Система платежей
Оплата коммунальных услуг – ровесница самих коммунальных служб: еще в древних полисах и городах существовали сборы за водоотведение, благоустройство проживания и прочие прелести цивилизованной жизни.
Многие из коммунальных платежей в России с древнейших времен взимались в виде налогов, – той же самой подушной подати или оброка. Позже, с приходом к власти большевиков, были установлены единые тарифы на квартплату и коммунальные платежи, которые – невероятно, но факт!- не изменялись в течение всего срока существования советской империи.
После распада СССР и перехода нашей страны к рыночной экономике величина квартплаты и размер коммунальных платежей систематически изменяются – дотации государства и бюджетные вложения в сферу коммунального хозяйства резко сократились и компаниям, поставляющим электроэнергию, осуществляющим водоснабжение и водоотведение, управляющим компаниям приходится находить пути выхода из сложных финансовых ситуаций.
Коммунальные платежи среднестатистического жителя городской квартиры складываются из следующих пунктов: водоснабжение (горячее и холодное), плата за электроэнергию, отчисления за водоотведение (канализацию), газ, тепло и, кроме всего прочего, возможна плата за благоустройство. Дополнительно могут взиматься средства на вывоз мусора и подобные циклические общие мероприятия.
Для жителей частных домов список коммунальных платежей может отличаться в силу наличия собственных систем жизнеобеспечения, таких как, к примеру, котлов отопления и генераторов электроэнергии. Данное утверждение также справедливо для многоквартирных домов с автономными котельными и прочими подобными сооружениями.
Минимизация коммунальных платежей
Платежные извещения коммунальных служб порой поражают величиной указанных в них сумм – простой пример: жилец в начале месяца отбыл на отдых в теплые края и, вернувшись к дате окончания отпуска в конце отчетного периода, обнаружил, что сумма платежей не отличается от суммы аналогичных выплат в предшествующем месяце.
Такая ситуация обусловлена в первую очередь тем фактом, что каждый коммунальный платеж основан на законодательно определенных нормативах потребления, в соответствии с которыми и рассчитывается величина платежа.
Выход из подобной ситуации есть – установка счетчика потребления. Дело в том, что в многоквартирных домах подобный счетчик установлен лишь в одном месте – на «входе» в здание. Именно с него представители коммунальных служб снимают показания, на основании которых и производится расчет долга. Крайне неприятным фактом является то, что вся величина долга делится на всех жильцов поровну – соответственно, в результате подобного выравнивания появляются жильцы, на которых ложится бремя оплаты чужих счетов.
Наличие счетчика, кроме всего прочего, также фактически снимает с жильца обязанность оплаты энергии – тепловой и электрической, - затраченной на содержание межквартирного лестничного пространства.
Возвращаясь к упомянутой ситуации с жильцом, вернувшимся из отпуска, можно отметить, что законодатель предусмотрел подобное стечение обстоятельств: в случае, если жилец отсутствовал в своей квартире в течение 5 дней подряд, он вправе подать заявление на перерасчет долга. Данное заявление следует предоставить в управляющую компанию с документами, подтверждающими факт отсутствия в месячный срок со дня прибытия.
Монетизация коммунальных льгот
С 1 января 2010 года вступил в силу федеральный и целый комплекс региональных законов, устанавливающих иной порядок предоставления льгот на оплату коммунальных платежей – с начала текущего года все льготы заменяются на денежные выплаты. Наверняка у многих еще свежи впечатления и воспоминания о недавней монетизации пенсий – именно поэтому новация законодательства была воспринята весьма негативно.
Смысл реформы таков: отныне все льготы, до этого выраженные в уменьшении платы за использование элементов ЖКХ, будут переведены в денежный эквивалент и зачисляться на личный счет адресата льготы. По заявлениям законодателей, данное зачисление проводится не позднее, чем за пять дней до последнего дня законной уплаты налогов. Проще говоря, если крайний срок оплаты счета, скажем, за газ – 10 апреля, то зачисление будет проведено – самое позднее! – 5 апреля.
По большому счету, недовольство граждан вызвано даже не самим фактом монетизации, а сложностями, с которыми она сопряжена. К примеру, в ряде субъектов нашей страны была выявлена путаница с начислением денежной компенсации – сотни человек получили намного меньшую сумму, нежели чем та, которую они сэкономили бы на льготах. Данные факты, естественно, вовсе не добавляют данному решению руководства страны популярности.
Впрочем, позитивные стороны данной реформы также значительны: полученные деньги могут пойти на оплату услуг товариществ собственников жилья, которые все чаще встречаются в среде коммунальных услуг, а, соответственно, благотворно влияют на состояние коммунальной инфрастурктуры в целом.
Максим Кузнецов