Были времена, когда в области балета, космоса и хоккея мы были впереди планеты всей. Времён, когда бы наша страна была впереди других по торговой части в целом и по уровню развития розничной торговли, не было вовсе. Так что вполне естественно, что за последние полтора-два десятилетия мы занимаемся тем, что перенимаем передовой мировой опыт по торговой части. Который, в частности, заключается в наличии большого количества ориентированных на различные категории товаров и на различные потребительские группы торговых сетей.
Стоит отметить, что в этом направлении российская экономика не только успешно перенимает зарубежный опыт, но и достаточно успешно его применяет и развивает. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на количество разнообразных торговых сетей, действующих в одной только Москве, и на масштабы их деловой деятельности, на размеры товарооборота, доходов, рабочих мест и так далее. Простое перечисление всех торговых сетей, которые не просто функционируют на территории российской столицы, а занимают на этом рынке прочные стабильные позиции, потребовало бы двух или трёх подобных статей. Так что ограничимся кратким обзором наиболее известных торговых сетей, названия которых на слуху и магазины которых под боком у каждого москвича (исключая разве что самых центральных жителей ЦАО).
Безусловно, главная сфера деятельности торговых сетей в Москве, как и по всей стране, это торговля продовольственными товарами. Именно в этой сфере наиболее востребовано большое количество магазинов, которые необходимо посещать каждый день и в которых покупатель предпочитает сам выбирать и сам класть в корзину то, что ему понравилось. Поэтому и больше всего розничных сетей назовём именно среди продовольственных. Итак, можно вспомнить сеть «Дикси», которая является одной из наиболее крупных как в столице, так и в России, да к тому же и одной из представительниц первой волны торговых сетей в стране. Первый розничный магазин был открыт в Москве в 1999 году. Всего по стране в прошлом году насчитывалось около 500 магазинов данной розничной сети, которые обеспечили общий оборот за 2008 год в размере почти двух миллиардов долларов. Правда, если верить официальным цифрам, доходы владельцев «Дикси», как и в целом владельцев продовольственных торговых сетей, не так уж велики: за 2006 год чистая прибыль этой сети составила немногим более 8 миллионов долларов.
Торговая сеть «Пятёрочка» первоначально работала в провинции, пусть эта провинция и высококультурная и со столичной аурой: первый магазин этой сети был открыт в 1999 году в Санкт-Петербурге, а первый московский магазин под этим брендом увидел свет лишь два года спустя. И за последние десять лет «Пятёрочка» добилась очень серьёзных успехов, сумев довести число своих магазинов (часть собственных, часть работающих по схеме франчайзинга) до полутора тысяч. Торговый оборот сети впечатляет – за 2009 год он составил более 4 миллиардов долларов, и даже мировой кризис не сказался на этих показателях, ведь в 2008-ом году оборот был даже на несколько процентов меньше. В свою очередь, торговый дом «Копейка» не может похвастать такими показателями. Суммарная выручка этой торговой сети за 2008 год составила чуть более 1,5 миллиардов долларов. Впрочем, это объяснимо – «Копейка», которая стала во многом первооткрывателем культуры торговых сетей в Москве, первый столичный магазин которой появился одним из первых, в 1999-ом, располагает «скромным» количеством магазинов, приближающимся к шести сотням. И уж конечно, эти «копейкины» показатели не пойдут в сравнение с цифрами по розничной сети «Магнит», которая опутала своей паутиной всю страну, но и в Москве находится среди лидеров. Просто когда речь идёт о более чем трёх тысячах магазинов по России, нет ничего удивительного в том, что за 2008 год общая выручка сети составила почти 5,5 миллиардов долларов, а чистая прибыль приблизилась к 200 миллионов долларов.
Но не продовольственными магазинами живы московские торговые сети. Имеются и такие, что специализируются на других, пусть не столь массовых и не в такой степени востребованных, но всё же массовых товарах. Кто не знает, например, торговую сеть «Эльдорадо», которая специализируется на торговле бытовой электроникой и ведёт свою историю с уже далёкого 1994 года. Ведь этот бренд известен не только в Москве, не только по всей России, но также и в бывших советских республиках – на Украине, в Белоруссии, в Казахстане. Число только российских магазинов «Эльдорадо» превышает 1100. Правда, в отличие от продовольственных торговых сетей «Эльдорадо» и подобные проекты ощутили на себе влияние мирового кризиса в полной мере. Если выручка продовольственных сетей осталась в целом на прежнем уровне (есть люди хотят всегда), то в выручке «Эльдорадо» очевидна тенденция к снижению – после 6 миллиардов в 2007 году 5 миллиардов в 2008-ом и почти вдвое меньше, 2,8 миллиарда долларов в 2009-ом. Правда, есть и обратные примеры: так, торговая сеть «Связной», делающая деньги на продаже мобильных телефонов и аксессуаров к ним и на оказании услуг сотовой связи, существенно увеличила свою общую выручку за последние годы. Если в 2006 году эта цифра равнялась 1,8 миллиарда долларов, а в 2007-ом – 2,3 миллиарда, то в 2008 году показатель оборота превысил 3 миллиарда.
Александр Бабицкий