Казалось бы, в индустрии торговли придумать что-то новое практически невозможно, ведь основные принципы купли-продажи не меняются на протяжении тысячелетий. Но помимо содержания есть еще и форма, которая также имеет немалое значение. Вслед за развитием в России торговых сетей, представленных супермаркетами и гипермаркетами, набирает оборот распространение специальных торговых центров, ориентированных на сочетание торговой, сервисной и развлекательной функции. Ярким примером является сеть семейных торговых центров «МЕГА».
Семейные ценности в торговле
Сеть торговых центров «МЕГА» представляет собой развиваемый с 2002 года, с момента открытия первого торгового центра в Москве, проект всемирно известной шведской корпорации IKEA. Начав с Москвы, к настоящему времени торговые центры «МЕГА» открыты в нескольких городах России, в том числе в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Омске, Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске - всего 12 торговых центров. При этом на разной стадии строительства находятся еще несколько объектов. «МЕГА» соответствует передовому формату торговли, представляя собой мегамоллы, то есть масштабные сооружения, где собрано максимальное количество магазинов, ресторанов, кафе, заведений по оказанию различных услуг, в первую очередь развлекательных.
Каждый из сети торговых центров «МЕГА» выделяется масштабностью: средняя площадь составляет 155 тысяч квадратных метров (непосредственно торговая площадь - около 110 тысяч квадратных метров). Наиболее известны московские центры «МЕГА»: «МЕГА Теплый стан» (исторический первый объект сети, двадцать первый километр Калужского шоссе, 150 тысяч квадратных метров), «МЕГА Химки» (пятый километр Ленинградского шоссе, 230 тысяч квадратных метров), «МЕГА Белая Дача» (14-ый километр МКАД, 270 тысяч квадратных метров). Основными, так называемыми «якорными» арендаторами «МЕГА» являются IKEA, гипермаркет OBI, гипермаркет «Ашан», гипермаркет «Рамстор», «Стокманн», супермаркет электроники «Media Markt», супермаркет электроники «М.Видео», парк развлечений «Крейзи Парк», кинотеатр «Kinostar», «Детский мир». Кроме того, в многочисленных бутиках и салонах представлены практически все ведущие мировые бренды одежды, обуви, ювелирных украшений и тому подобных товаров.
Не останавливаться на месте
Уже добившись немалых успехов, сеть торговых центров «МЕГА» не стоит на месте и стремится достичь максимальных темпов развития. Помимо территориального и количественного расширения (например, в 2011 году намечено открытие торговых центров сети в Самаре и Уфе) предполагается осуществить и качественные, структурные перестройки. Так, в конце 2010 года были озвучены планы представителей компании IKEA в России осуществить изменения в деятельности сети «МЕГА». В частности, представитель компании заявил: «В настоящее время мы детально анализируем деятельность всех наших торговых центров, и по каждому из двенадцати действующих комплексов мы будем разрабатывать свою программу оптимизации. Что конкретно будет меняться, заранее сказать невозможно: где-то, вполне вероятно, потребуется расширение торговых площадей, где-то будем больше работать с пулом арендаторов, оптимизировать функциональность или развивать прилегающую территорию. Первый этап оценки и анализа завершится весной 2011 года. По результатам этой оценки для каждого центра будет разработан свой план работ, которые не должны существенно отразиться на текущей деятельности торговых центров, так что информация о предполагаемых частичных или полных закрытиях является необоснованной».
Во многом акцент на коррекцию деятельности действующих торговых центров связан с возникшими после начала мирового кризиса сложностями с последовательным увеличением числа объектов сети в стране. Так, был заморожен амбициозный проект постройки торгового центра «МЕГА» в Мытищах, который должен был стать крупнейшим торгово-развлекательным центром в Европе с общей площадью более 4000 тысяч квадратных метров. Однако это не означает полного прекращения расширения масштабов деятельности торговой сети. Например, уже начата разработка программы расширения уже существующего торгового центра в Екатеринбурге за счет создания второй очереди, что позволит увеличить число принимаемых ежемесячно посетителей на 100 тысяч человек.
Александр Бабицкий