Благодаря неутомимой работе средств массовой информации, а также росту цен и количества безработных мы уже довольно давно поняли, что на дворе мировой финансово-экономический кризис. Также уже смирились и с тем, что кризисные экономические явления завтра или послезавтра никуда по мановению волшебной палочки не исчезнут, а будут сказываться на всех нас более или менее продолжительное время. А вот с вопросом, что же нужно делать, чтобы с кризисом бороться, и какие практические шаги в этом направлении предпринимаются, пока ясности не много.
Попробуем хотя бы вкратце понять, делают ли что-нибудь антикризисного правительства стран мира и если делают, то что именно.
Если брать антикризисные меры в глобальном масштабе, то здесь всё слишком расплывчато и туманно. Объясняется это, с одной стороны, тем, что даже дипломированные специалисты до сих пор могут с большим трудом и весьма относительно предсказывать функционирование мировой экономики - другими словами, мало кто представляет, что нужно сделать, чтобы всем было хорошо. С другой стороны, правительства каждого государства сосредоточены прежде всего на стабилизации национальных экономик, на минимизации ущерба в первую очередь для самих себя, что понятно. Поэтому на данный момент общемировые меры по борьбе с кризисом ограничиваются решениями апрельского саммита 20 наиболее экономических развитых стран планеты. В соответствии с этими решениями необходимо выделить Международному валютному фонду 1 триллион американских долларов. Эта сумма должна будет распределяться среди наиболее пострадавших от кризиса стран, в первую очередь для поддержки и восстановления мировой финансовой системы. Кроме того, были сформулированы абстрактные тезисы о том, что нужно стимулировать мировую торговлю, бороться с проявлениями национального протекционизма, ликвидировать ряд ненадёжных оффшорных зон, однако практического наполнения этих замечаний пока нет.
При этом единства во мнениях о характере антикризисных мер среди государств мира не было, нет и пока не предвидится. Так, в Евросоюзе всё больше склоняются к тому, что американский вариант борьбы с финансовым недугом Старому Свету не подходит. В Германии раздаются голоса, что распространённая в США практика банковских «стресс-тестов» (мероприятий по определению финансовой стабильности каждого банка для решения вопроса, какого размера государственная помощь ему требуется) для Европы не подходит - мол, банки способны сами получить эту информацию, а вот обнародование данных о проблемах в банковской сфере может подхлестнуть кризисные явления в остальных областях экономики. А правительство Чехии и вовсе уверено, что активные государственные меры американской администрации по поддержке своей банковской системы, выражающиеся прежде всего в выдаче банкам всё новых и новых партий свеженапечатанных долларов, в конце концов приведут к нарушению относительной стабильности мировой финансовой системы.
В свою очередь чиновники администрации США заявляют, что антикризисная программа нового президента Барака Обамы, напротив, весьма эффективна. Пусть даже со стороны она выглядит несколько примитивной и ограничивается выделением денежных средств устоявшим банкам для стабилизации положения и скупкой активов стоящих на грани банкротства финансовых учреждений. В доказательство своих слов американские чиновники приводят статистические данные, согласно которым «финансово-экономический паралич» первых месяцев 2009 года преодолён, на фондовых биржах наблюдается пусть незначительный, но рост, растут после резких падений и индексы покупательной активности населения США, реанимируется кредитная система. Одна беда, говорят американские чиновники: остальные государства мира не согласуют свою антикризисную политику с действиями США - если бы и остальные проводили аналогичные меры, позитивный эффект якобы был бы ещё более очевиден.
Что касается крупнейших азиатских экономик, то Восток снова продемонстрировал собственное своеобразие и то, что даже мировой кризис здесь «дело тонкое». Особенно это касается Китая. Дело в том, что в то время, как для большинства стран мира борьба с кризисом заключается в минимизации промышленного упадка и преодолении стагнации, для Поднебесной главная задача в том, чтобы не слишком снизить темы роста ВВП. Снижение это всё равно наблюдается (если в 2008 рост составил 9 5, в текущем прогнозируют от 6,5 до 7,5 %). И в Китае для преодоления кризиса, по мнению экспертов, есть все условия, главное из которых - огромный внутренний рынок. Именно внутриэкономическими мерами китайское правительство и пытается выйти из периода финансовых бурь с минимальными потерями. Для этого в Китае снижена учтенная ставка, постепенно снижаются налоги, принято программа по модернизации инфраструктуры и увеличению объёмов жилищного строительства. Таким образом, у Китая есть шанс одним махом решить две проблемы - справиться с мировым кризисом за счёт модернизации внутриэкономических и социальных структур.
Так что в большинстве своём мировые антикризисные меры сводятся к тому, чтобы с помощью финансовых вливаний стабилизировать финансовую ситуацию до тех пор, пока кризисные явления не затихнут, а уже после этого принимать конкретные программы по преодолению последствий экономического шторма.
Александр Бабицкий