Всевозможные бизнес-словари определяют банковский надзор в основном как контроль за банковской деятельностью со стороны центральных банков. Последние формально имеют статус коммерческих кредитных организаций, но, по сути, осуществляют полномочия государственного ведомства. Российская модель центробанка предполагает его участие в денежно-кредитной политике министерства финансов. То есть получается, что банковский контроль в России происходит под чутким руководством государства.
Российским коммерческим банкам в большинстве случаев приходится выдерживать трехуровневый контроль: государственный, ведомственный и независимый. Государственный контроль проявляется, прежде всего, в законодательном регулировании их деятельности. Ведомственный контроль непосредственно связан с надзором со стороны Центрального банка. Он также опирается на соответствующую законодательную базу. Независимый контроль деятельности банков проводят вневедомственные организации, то есть аудиторские фирмы.
Российская система банковского надзора
В состав Центрального банка Российской Федерации входит три подразделения. Это Контрольно-ревизионное управление, Департамент банковского надзора и Управление инспектирования коммерческих банков. Как следует уже из названий данных структур, каждая из них отвечает за особые направления в политике банковского надзора. Они выполняют свои полномочия, выдавая и отзывая у кредитных организаций лицензии на деятельность, принимая решения об ограничении круга выполняемых этими организациями операций, а также просто наблюдая за действиями коммерческих банков.
За понятием банковского надзора традиционно стоит комплексная система. Она регламентирует процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций, стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности, порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций, порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций и некоторые другие специфические моменты.
Банковский надзор преследует цели предотвращения системных кризисов и сохранения стабильности на денежно-кредитных рынках. В России комплекс мер банковского надзора с недавних пор пополнился и такой превентивной мерой, как контроль за расширением деятельности кредитных организаций, изменениями ив их составе, реорганизацией и так далее. Даже при стабильной ситуации в экономике российские коммерческие банки тяготели к эскалации рисков, которой сопровождалось появление любых новых финансовых инструментов. Если же в реальном секторе экономики дают о себе знать объективные трудности, то значение банковского надзора многократно возрастает, поскольку именно он при таком положении дел может поддержать «иммунитет» всей банковской системы и замедлить ее движение по пути кризиса. Это и было подтверждено мировой практикой периода 2008-2009 годов, когда активное участие государства предотвратило кризис российской банковской системы.
Банковский надзор на международном уровне
Российские банки также подчиняются политике международного органа финансового регулирования – Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов в Швейцарии. В его работе принимают участие представители стран «большой десятки» (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии). В состав Базельского комитета входят и руководители центральных банков Австралии, Бразилии, Индии, Испании, Китая, Кореи, Люксембурга и Мексики.
Базельский комитет собирается четыре раза в год для того, чтобы разработать директивы и рекомендации для кредитно-финансовых практик, применяемых в странах-членах. Они не являются обязательными к выполнению, но, тем не менее, все равно накладывают отпечаток на финансовые законодательные нормативы этих стран. Например, в 2004 году были достигнуты так называемые «Новые соглашения о достаточности капитала» или «Базель-II». Они нашли широкое применение не только в государствах-участниках комитета, но и более, чем в ста странах. К рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору внимателен Евросоюз: он опирается на них для ускорения процесса взаимной интеграции стран-членов союза.
Светлана Усанкова