Последние два года сделали слово «банкротство» привычной и очень уж часто употребляемой частью нашего лексикона. При этом сами понятия «банкрот», «банкротство» традиционно имеют у нас исключительно негативное значение, являясь практически синонимами чего-то беспросветного и непоправимо печального. Между тем банкротство представляет собой естественную экономически-правовую процедуру, которая неизбежна и зачастую даже полезна.
Понятие банкротства и его российский вариант
Процедура банкротства в юридическом плане является процессом признания финансовой несостоятельности того или иного участника имущественно-финансовых отношений и является логическим завершением ситуации, в которой тот или иной государственный орган официально констатирует неспособность должника удовлетворить законные требования кредиторов или внести обязательные государственные платежи. Причём истинный смысл процедуры банкротства не в том, чтобы пустить по миру должника, как полагает неискушённое общественное сознание, а в том, чтобы создать такие организационные, правовые, административные, финансовые условия, при которых платёжеспособность должника будет в той или иной мере восстановлена для возвращения долгов. Именно поэтому нередки случаи, когда банкротство является следствием инициативы не кредиторов или соответствующих государственных органов, а самих должников, заинтересованных в том, чтобы всё-таки найти выход из сложившейся ситуации.
Согласно российскому законодательству, признаками финансовой несостоятельности, то есть банкротства, в нашей стране являются: превышение суммы долговых обязательств гражданина РФ над стоимостью его имущества; наличие задолженности – в случае с физическим лицом более 10 тысяч рублей, в случае с юридическим лицом более 100 тысяч рублей; отсутствие у гражданина или юридического лица возможности в течение трёх месяцев удовлетворить поступившие требования по денежным обязательствам от кредиторов или от государственных органов; признание финансовой несостоятельности в арбитражном суде.
Банкротство по-европейски
Несмотря на продолжающуюся европейскую интеграцию в экономических и юридических областях в разных странах ЕС сохраняются свои особенности законодательства, в том числе и в отношении банкротства. В Великобритании предусмотрено фактически две отдельные процедуры банкротства для частных лиц и для бизнес-структур. В отношении частных лиц в случае их финансовой несостоятельности возможно два варианта: либо индивидуальное добровольное соглашение, либо банкротство. Добровольное соглашение означает, что должник и кредитор самостоятельно договариваются об отсрочке выплаты долга или об изменении условий его возмещения. Частное банкротство предусматривает списание должнику его долгов в обмен на его отказ от прав на свою собственность, на всю или на определённую её часть. Что касается банкротства компаний, то в этом случае обанкротившаяся компания передаётся в управление временной администрации, которая по истечении двух месяцев должна либо представить конкретный план по восстановлению платёжеспособности, либо принять решение о ликвидации предприятия.
В Германии банкротство может быть запущено как по инициативе кредиторов, так и солидарного должника, для чего в суд подаётся специальное ходатайство. Кроме этого основанием для начала процедуры могут быть подтверждённые факты превышения долгов и неплатёжеспособности. Чаще всего в немецких судах первой инстанции дела о банкротстве рассматриваются с целью принудительного раздела имущества должника для компенсации его кредиторам. Для рассмотрения таких дел подходят не все суды первой инстанции, а лишь те, которые имеют полномочия выносить решения по экономическим вопросам, и находятся на территории нахождения должника или кредиторов.
Явно выраженный социальный характер носит процедура банкротства во Франции, где главный акцент сделан на защите прав именно должника, проходящего через процедуру банкротства. В данном случае особенное внимание уделяется личности антикризисного управляющего, то есть того человека, на которого возлагаются обязанности по «реанимации» компании-банкрота. Согласно французскому законодательству, таким управляющим (судебным администратором) может стать лишь человек с экономическим или юридическим образованием, прошедший специальную стажировку сроком не менее 10 лет и прошедшие специальный экзамен.
Банкротство: американская версия
Всеми делами, связанными с банкротством, в США занимается правительственная Комиссия по биржам и ценным бумагам. С 1978 года Комиссия выполняет три основные функции: выступление в суде по любому делу о банкротстве, контроль за соответствием действительности предоставляемых должником данных о своём финансовом положении, протест против утверждения плана реорганизации в случае обнаружения нарушений со стороны должника. Как можно видеть, по сравнению с французской системой, американская в большей мере озабочена защитой интересов кредиторов, а не должников. Такое положение дел стало особенно очевидным в 2000-е годы, когда в законодательство о банкротстве были внесены определённые изменения. Дело в том, что ещё за несколько лет до начала мирового кризиса 2008 года всем стало очевидно, что дешёвые кредиты, которые за последние 10-15 лет в Америке выдавались практически всем, имеют негативную сторону – их зачастую не возвращают по той простой причине, что заёмщики были изначально не платёжеспособны. Поэтому американские власти пошли на ужесточение процедуры банкротства в отношении должников. Лица, чей доход превышал среднее значение для конкретного штата, и которые могли выплачивать в погашение долга минимум по 100 долларов в месяц, теперь должны были обязательна выплатить хотя бы часть долга за 5 лет. Точно так же ужесточился и контроль над компаниями, в отношении которых были отменены льготы, которые позволяли сохранить в период реорганизации ценных работников. Также кредиторам были предоставлены дополнительные права, и был введён особый механизм передачи полномочий по управлению предприятием от скомпрометировавшего себя руководства компании к специальным доверенным лицам.
Александр Бабицкий