Шотландцы издавна известны своим горячим характером и особым уважением к крепким спиртным напиткам. Именно шотландский виски считается наиболее «правильным», обладающим богатыми традициями и неизменно высоким качеством. Самым известным на международной арене национальным брендом виски из Шотландии является Чивас Ригал, сочетающий в себе богатую, хотя и не столь продолжительную, историю и чрезвычайно умелый маркетинг.
Долгий путь к успеху
Бренд, созданный братьями Джоном и Джеймсом Чивас, появился уже на стадии исторической зрелости шотландского виски. Слово «виски» имеет точно установленное учеными кельтское происхождение и означает «вода жизни». Точное время появления крепкого спиртного напитка с таким названием в Шотландии установить невозможно, однако первое письменное упоминание относится к концу XV столетия. На протяжении последующих столетий шотландский виски перегоняли по всей стране кустарным способом, никакого единого стандарта не было.
В зависимости от используемого сырья, качества применяемой воды, особенностей рецептуры у каждого отдельного изготовителя получался особый виски, в большинстве своем не очень высокого качества.
Братья Чивас начали заниматься коммерцией в 1801 году, когда основали в Абердине магазин элитной гастрономической продукции под названием Чивас Бразерс. Долгое время братья и не помышляли о производстве собственного виски, однако были заинтересованы в нахождении высококачественной версии данного напитка для пополнения своего ассортимента. Постепенно выяснилось, что какого-то определенного сорта виски в Шотландии не сформировалось, что привело к распространенному мнению, что это напиток для низших слоев общества, не для элиты.
Хочешь покорить мир – покори Америку
В 1843 году братья Чивас получили грант от английской королевы Виктории и официально стали поставщиками двора Ее Величества. Джеймс Чивас решил воспользоваться этой возможностью для продвижения шотландского виски в английском обществе. Получилось это не сразу, эксперименты с различными уже имевшимися вариантами виски и поиски собственной рецептуры заняли около двадцати лет.
Наконец, в 1860 году, с официальным разрешением производить виски посредством технологии купажирования (то есть смешивания различных односолодовых виски с целью получения наиболее качественного продукта), виски братьев Чивас стал завоевывать популярность в Британии. Способствовал этому дефицит французских вин и коньяка, вызванный массовой гибелью европейских виноградников из-за эпидемии филлоксеры в 1880-х годах. Высшее британское общество стало искать альтернативу среди элитных спиртных напитков, и эту нишу занял именно шотландский виски.
В 1909 году бренд Чивас Ригал (приставка Ригал появилась благодаря статусу компании как поставщиков королевского двора) появился на американском рынке и очень быстро завоевал популярность. Правда, в 1920 году в США был принят Сухой закон, и виски ушел с самого перспективного рынка. Однако закон был отменен в 1930-х годах и после Второй Мировой войны благодаря высочайшей репутации и умелой рекламной кампании виски Чивас Ригал стал одним из самых известных элитных спиртных напитков в мире. Примечательно, что до 1949 года Чивас работал только на двух рынках, национальном и американском. В самом начале XXI веке бренд был приобретен французской алкогольной компанией Перно Рикар, но с обязательным условием сохранения независимости в технологическом процессе.
Виски тоже нужно уметь пить
О культуре потребления алкоголя чаще всего принято говорить в отношении вин, коньяка, некоторых экзотических спиртных напитков вроде японского саке и тому подобного. Виски же зачастую воспринимается как просто надежный способ как можно быстрее «дойти до кондиции» без каких-либо церемоний. Это ошибка: виски имеет серьезную историю и традиции, поэтому для получения полноты ощущений от этого напитка нужно уметь его пить. Напомним, что шотландский виски это продукт брожения ячменного сусла, смешанного с водой и натуральными дрожжами. Затем забродившее сусло подвергается перегонке (дистилляции) и длительной выдержке в дубовых бочках. Традиционный виски разделяется на солодовый, зерновой и смешанный, исходным сырьем для всех разновидностей в Шотландии исторически является ячмень.
Собранные зерна ячменя сушат и затем направляют на две линии производства. При производстве зернового виски, обозначаемого английским словом grain, из зерен сразу делается сусло посредством измельчения ячменя, замачивания его в горячей воде на двенадцать часов и последующего примешивания натуральных дрожжей. Естественный процесс брожения длится как минимум двое суток, после чего происходит двухэтапная процедура перегонки спирта. Далее полученный виски разбавляется водой в определенной пропорции и разливается по дубовым бочкам для последующей выдержки. Солодовый виски (malt) проходит тот же процесс производства за тем исключением, что в самом начале зерна ячменя посредством проращивания в течение примерно десяти дней превращаются в солод. Затем солод сушится на дыму, получаемом от сжигания торфа или угля. Смешанный, или купажированный виски (blended), получается посредством смешивания нескольких односолодовых или зерновых виски.
Как и практически любой элитный алкогольный напиток, виски Чивас Ригал не стоит смешивать с чем бы то ни было. Этот благородный напиток достоин того чтобы, знакомиться с ним самостоятельно. Знатоки и вовсе полагают, что почувствовать всю прелесть и «душу» шотландского виски можно лишь при потреблении односолодового виски. Распространившийся в последнее время обычай пить виски с колой либо различными тониками не позволяет в полной мере насладиться этим особенным видом алкоголя. Традиционно виски разливается по широким низким стаканам с толстым дном, так называемым тумблерам. Стакан должен быть заполнен примерно на пятую часть, максимум на четверть. Чивас Ригал лучше пить слегка охлажденным – так лучше чувствуются все оттенки вкуса и аромата, – однако не слишком холодным, около восемнадцати-двадцати градусов по Цельсию. Для этого стоит добавить либо немного льда, либо холодной воды, лучше родниковой во избежание появления постороннего привкуса. Пьется элитный виски не залпом, а небольшими короткими глотками.
Александр Бабицкий