«Оптимизация налогообложения» имеет мало общего с «оптимальными налогами». Причина проста – понятие «оптимальные налоги» слишком неоднозначно, чтобы его активно применять в повседневной деятельности. Ведь для сборщика налогов, то есть для государства, оптимальными будут как можно более высокие налоги. Для основных налогоплательщиков оптимальными могут называться минимальные налоги, а для основной массы населения оптимальными будут налоги в их некоем среднем значении – чтобы, с одной стороны, налоги не слишком больно били по их личному бюджету, с другой, чтобы налогов хватало на полноценное функционирование социальной системы. А вот понятие «оптимизация налогообложения» имеет одно и вполне определённое значение – это комплекс действий, осуществляемых в рамках действующего законодательства и имеющих своей целью минимизацию налоговых платежей с помощью различных финансовых, юридических и организационных инструментов.
Налоговая оптимизация стала особенно актуальна в нашей стране в последние годы, когда ужесточение фискальной политики со стороны государства сделало невозможным ведение дел по стандарту 1990-х годов. Ни для кого в нашей стране не секрет, что в условиях первоначального накопления капитала в России налоговое законодательство нарушалось повсеместно и ежедневно. Способов для этого было придумано великое множество – от ведения двойной, а то и тройной бухгалтерии до пресловутых «зарплат в конвертах». Эти способы получили у специалистов название «агрессивной оптимизации налогообложения» и практически всегда были связаны с нарушением закона. В настоящее время для огромного количества предприятий, фирм, частных предпринимателей актуальна проблема легальной оптимизации налогообложения, которая бы позволила минимизировать налоговые выплаты, и не выйти за пределы правового поля.
Как и любая сложноорганизованная деятельность, оптимизация налогообложения имеет ряд основополагающих принципов, на которых и строится вся система. В число таких принципов для осуществления эффективной оптимизации налогообложения входят следующие:
- принцип адекватности стоимости оптимизации – не стоит оптимизировать выплату налогов, если разработка, внедрение и функционирование той или иной схемы не обойдётся дешевле, чем сэкономленные с её помощью налоговые выплаты. Другими словами, глупо тратить два рубля, чтобы съэкономить рубль;
- принцип юридического соответствия – меры, осуществляемые для минимизации налоговых выплат, не должны противоречить нормам законодательства, будь то отечественная, иностранная или международная правовая система;
- принцип конфиденциальности – даже при следовании букве закона необходимо сделать действия по минимизации налогов доступными как можно меньшему количеству как сотрудников организации, так и внешних партнёров: в противном случае высок риск утечки информации к лицам, незаинтересованным в минимизации ваших налогов и способных помешать данной схеме (те же конкуренты, например);
- принцип диверсификации – схема оптимизации налогообложения должна быть построена на различных принципах и механизмах осуществления, дабы в случае прекращения возможности минимизации выплат на основе одного из ресурсов сохранялась способность сокращения налогов за счёт других инструментов;
- принцип автономности – чем в меньшей степени успешное осуществление схемы налоговой оптимизации зависит от решений, действий и интересов любых внешних участников, тем более долговечной и надёжной для конкретного лица или организации эта система является;
- принцип подконтрольности – частное выражение вечного глобального принципа «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». В данном случае не требуется лично выполнять абсолютно все действия на всех этапах схемы оптимизации налогообложения, однако необходимо контролировать проведения каждой операции. От степени контроля, как известно, в деловой и юридических сферах (а налоговая оптимизация затрагивает обе эти сферы) зачастую зависит до 50 % конечного успеха.
В реальных же условиях эти теоретические основы оптимизации налогообложения обычно выражаются в применении ряда наиболее распространённых практических инструментов. Среди них особое внимание уделяется организационно-правовой форме (ПБОЮЛ, ОАО, ЗАО, АНО и так далее), составу учредителей (так, нежелательно присутствие в списке учредителей иностранных граждан или государственных структур), месту регистрации (в различных субъектах федерации различная по размеру местная налоговая составляющая), отсрочке налоговых выплат, формированию уставного капитала, договору комиссии (минимизирует налог с продаж и поэтому особенно популярен у сетей розничных магазинов) и другим. Меры по оптимизации налогообложения могут осуществляться как непосредственно менеджерами организации, так и специальными конторами, сделавшими данный вид деятельности профильным.
Александр Бабицкий