Налоговая система это экономическая основа существования любой цивилизации, начиная от Древнего Египта и заканчивая Евросоюзом XXI века. Без существования самого принципа взимания государством с жителей страны определённых платежей на покрытие общих расходов, ни о каком развитом обществе говорить не приходится. Оттого и имеет система налогообложения огромное значение.
Система налогообложения этот комплекс налогов и иных сборов в пользу государства, которые взимаются с физических и юридических лиц в соответствии с установленным законодательным образом порядком. Как и всякая другая система, эта основана на ряде принципов, которые и определяют её качественные характеристики. Существует три основные группы принципов, которые применяются к налоговой системе: юридические принципы, организационные и экономические. При том, что юридическая и организационная сторона имеют немаловажное значение, основными в отношении налогов являются всё же принципы экономические. В настоящее время сформулированы несколько основных экономических принципов, которые имеют ключевое значение для определения характера и направленности той или иной системы налогообложения:
- принцип справедливости, состоящий в том, что любой налогоплательщик, с одной стороны, обязан принимать участие в финансирование государственных бюджетов, с другой, он имеет право на дифференциальный подход к взиманию с него налогов в зависимости от уровня своих доходов и благосостояния. Именно этот принцип является ключевым для определения, какие налоги в той или иной налоговой системе превалирую – фиксированные или прогрессивные, растущие в зависимости от величины дохода и стоимости собственности;
- принцип соразмерности заключается в том, что необходим баланс между потребностями государства в деньгах и возможностями налогоплательщиков отдавать в казну ту или иную часть своих доходов. В данном случае необходимо стремится к такому соотношению этих показателей, чтобы одновременно покрывать важнейшие госрасходы и не подрывать экономическую состоятельность налогоплательщика;
- принцип учёта интересов и возможностей налогоплательщика – размер налогов должен быть заранее и всем хорошо известен, процедура сбора налоговых платежей должна быть организована максимально удобным для налогоплательщика образом, система расчётов размера налога должна быть простой и понятной;
- принцип эффективности, или целесообразности – сумма налоговых сборов в пересчёте на каждого налогоплательщика должна превышать те организационные и технические расходы, которые государства несёт во время всей процедуры сбора и обслуживания налоговых платежей.
При том, что системы налогообложения в большинстве стран мира основаны именно на вышеперечисленных принципах, каждая национальная налоговая система имеет свои особенности. В России существует так называемая традиционная система, при которой существуют несколько видов налогов, в том числе подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль как для юридических, так и для физических лиц, единый социальный налог и так далее. Кроме этого, отечественная система предусматривает для налогоплательщика возможность выбора упрощённой системы налогообложения (некоторые налоги заменяются одним налоговым платежом) или единого налога на вменённый доход (в отношении людей, занимающихся определёнными видами предпринимательской деятельности устанавливается единая налоговая ставка, размер которой не зависит от величины дохода).
В целом же в мире существует огромное разнообразие налоговых систем, которое выражается как в количестве налоговых соборов, так и в их величине. В США, например, главным является подоходный налог, который делится между федеральным центром, властями штата и местными органами самоуправления. При этом существует определённая градация самого дохода: валовый доход (все доходы из всех источников), очищенный доход («минус» расходы) и облагаемый доход («минус» особые статьи расходов и необлагаемый минимум дохода в 2000 долларов). В британской налоговой системе, где налоги составляют около 90 % поступлений в государственный бюджет, налоговые сборы делятся на два основных вида: общегосударственные налоги, в число которых входят подоходный налог (с населения и с корпораций), налог на наследство, налог на добавленную стоимость, пошлины, специальный налог на нефтяные доходы; и местные налоги, основу которых составляют сборы имущества, принадлежащего налогоплательщику.
Налоговая система Венгрии состоит из трёх основных составляющих – налога с оборота, подоходного налога и местных налогов. Стандартная ставка налога с оборота составляет, например, 25 %, им облагается большинство промышленных товаров, тогда как продукты питания облагаются льготным налогом в 12 %. Кроме того, предприниматели обязаны выплачивать ренту социального страхования, из которых и составляется фонд обеспечения социального обслуживания работников. В Германии количество налоговых сборов весьма солидное, превышает полусотню наименований, причём все эти налоги существенно отличаются друг от друга по размеру ставок и категориям налогоплательщиков. В целом федеральные налоги можно разделить на два вида: собственные налоги (которые собираются в той или иной федеративной земле или иной административной единице и целиком направляются на её нужды) и общие налоги (распределяются между бюджетами разных уровней). Что касается Испании, то здесь основными являются следующие виды налогов: подоходный для физических лиц (от 18 до 48 % в зависимости от размеров дохода), налог на добавленную стоимость (16 %), налог на прибыль предприятий (35 %), налог с продажи ценного имущества (от 4 до 7 %), налог на испанскую недвижимость (0,3 – 0,4 % стоимости в год).
Налоговая сфера такова, что ею никто и никогда не бывает полностью доволен. В настоящее время большинство национальных систем с той или иной интенсивностью движутся в сторону реформирования. Основными тенденциями в этом вопросе являются: для налога с доходов физических лиц – пересмотр налоговых ставок, расширение базы обложения, единообразие обложения различных доходов; для налога с доходов бизнеса – снижение ставок, отказ от дискриминации распределённой прибыли, отмена ряда налоговых льгот.
Александр Бабицкий