Оспаривание кредитной истории постепенно становится всё более тривиальной процедурой. Превращение кредитования в массовый источник потребительских и прочих расходов населения сделало кредитную историю важной частью финансовой жизни почти каждого человека. Увеличение количества кредитных историй неминуемо ведёт к появлению всё большего числа конфликтных ситуаций по поводу содержащейся в них информации.
Зачем оспаривать кредитную историю
Для того, чтобы понять важность процедуры оспаривания кредитной истории, необходимо разобраться, какое значение имеет сама кредитная история. В связи с лавинообразным ростом количества людей, обращающихся в банковские структуры за получением кредитов, возникла необходимость оценки степени их надёжности и платёжеспособности. Собственно, кредитная история является главным и едва ли не единственным инструментом такой оценки. Ориентируясь на данные об обслуживании и погашении уже взятых кредитов, банки способны оценить насколько надёжным клиентом является тот или иной человек. От этого зависит как общее решение о предоставлении кредита, так и определение индивидуальных условий договора.
Оспаривание кредитной истории требуется при её отрицательном характере. Разумеется, когда кредитная история положительная, в ней зафиксировано точное выполнение всех условий прежних кредитов, оспаривать её никому и в голову не придёт. Однако отрицательной история может стать и по субъективным факторам. Наиболее распространённым из них является искажение информации, предоставляемой банками в бюро кредитных историй. Также встречаются случаи, когда технические ошибки закрадываются в кредитные истории уже в ходе её структуризации в БКИ. Например, возникают ситуации, когда по невнимательности сотрудников бюро информация из кредитной истории одного человека помещается в досье его однофамильца. Также поводом для оспаривания может быть несоответствующая, по мнению объекта кредитной истории, закону предоставление БКИ сведений тем или иным организациям. В любом случае оспаривание кредитной истории - это процесс исправления неправильной информации, а не обжалования условий кредитования в том или ином банке.
Нужно быть готовым к суду
Процедура оспаривания начинается с ознакомления человека со своей кредитной историей . Дело в том, что данные сведения не относятся к категории общедоступной информации, для её защиты и были созданы в соответствии с принятыми в 2004 году законами бюро кредитных историй. Поэтому чтобы разобраться, почему вам последовательно отказывают в предоставлении займов, нужно обратиться в БКИ с запросом на ознакомление со своей кредитной историей. Если в процессе изучения человек обнаруживает данные, не соответствующие действительности и придающие всей кредитной истории негативный характер, начинается процесс оспаривания.
Процесс этот может развиваться в двух вариантах. Вариант первый, наиболее простой - физическое или юридическое лицо обращается в БКИ с заявлением о внесении тех или иных изменений в свою кредитную историю. В этом заявлении конкретно указывается та информация, которая не соответствует действительности, и приводятся верные сведения. Кроме того, в кредитную историю может быть внесена дополнительная информация, которая может существенно на неё повлиять. К примеру, не внесённые по каким-то причинам данные о погашении задолженности по кредиту.
Согласно закону, сотрудники БКИ должны в течение тридцати дней с момента подачи заявления рассмотреть содержащуюся в ней информацию. В ходе проверки они определяют, была ли допущена в банке или в бюро ошибка, и проверяют новые предоставленные сведения. Если установлено, что ошибка имела место, то в кредитную историю вносятся соответствующие изменения, о чём сообщается её объекту.
Но возможен и второй вариант, при котором по истечении положенного срока в изменении кредитной истории отказывается. Тогда процедура оспаривания неизбежно продолжается обращением в судебные инстанции. Судебный иск может носить различный характер. Прежде всего, это требование принудить бюро изменить соответствующую информацию в кредитной истории. Помимо этого, если в процессе рассмотрения обращения в БКИ были допущены нарушения (например, не был предоставлен письменный ответ после тридцатидневного срока после обращения), может быть подан иск о привлечении к административной ответственности самого бюро или его конкретных сотрудников. Наконец, если человек считает, что отказ БКИ внести изменения в кредитную историю стал причиной его убытков (неполучение кредита из-за негативной кредитной истории), он может в судебном порядке потребовать от бюро их возмещения.
Александр Бабицкий