Каждый вид китайского чая по-своему эксклюзивен, однако особенно выделяется среди них Дахунпао. Урожай его листьев не превышает пятисот граммов в год, а в открытую продажу до 2006 года поступало лишь несколько чайных ложек. Не случайно их цена поистине фантастическая - не менее 25 тысяч долларов. В настоящее время в Китае сохранилось шесть кустов Дахунпао, объявленных национальным достоянием государства, поэтому сбор листьев с них приостановлен.
Мифический напиток
С названием этого чая связано немало историй. Например, одна из них рассказывает, что на одном из утесов гор Уишань (юго-восток Китая) располагался буддийский монастырь, а у его основания росло чайное дерево, за которым ухаживали монахи. Однажды правителя провинции поразила болезнь, с которой не мог справиться ни один из лекарей. Тогда настоятель монастыря приготовил напиток из листьев Дахунпао и отправил его больному, который стал пить чай и вскоре поправился. Чиновник приехал в монастырь, снял с себя халат и накинул его на чайный куст, после чего опустился перед ним на колени. Как гласит легенда, с тех пор этот чай стал называться Дахунпао - «Большой красный халат».
Впрочем, эта легенда - далеко не единственная, рассказывающая о происхождении знаменитого чая. Известна, например, невероятная история про обезьянок, которые собирают чай в ущельях - чтобы животных можно было заметить издалека, на них надевают красные халатики. Есть и другая похожая версия, согласно ей, вместо обезьянок чай собирали девственницы в красных одеждах. Достоверно лишь то, что кусты Дахунпао растут возле монастыря "Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы". В настоящее время известно о шести материнских кустах чая. Впрочем, ходят слухи, что на заднем дворе монастыря есть небольшая делянка, на которой монахи тайно выращивают настоящий Дахунпао. Насколько они близки к истине - неизвестно.
Уишань - родина Дахунпао
Географическое название Уишань принадлежит одновременно и городу, расположенному в северной части китайской провинции Фуцзянь, и горному хребту, обозначающему границу этого региона. Уишань - это территория, невероятно привлекательная для туристов благодаря многочисленным природным паркам, древнейшим буддийским монастырям, которых здесь немало, потрясающей красоты скалам, горным рекам, роскошным видам. Однако настоящую славу Уишаню принес чай Дахунпао.
Возраст последних кустов, из листьев которых готовится этот напиток, перевалил за три столетия. С 2006 года, когда весь годовой урожай был передан в музей, в продаже чая с материнских кустов нет. В настоящее время Дахунпао выращивается вегетативно, то есть условия, необходимые для его произрастания, создаются искусственно.
Кроме того, этот уникальный чай, как правило, поступает в продажу не в чистом виде, а в миксах вместе с листьями других сортов - например, Жоу Гуй и Шуй Сянь. Поэтому чаи под одним названием, но разных производителей могут отличаться друг от друга и вкусом, и ароматом. Более того, сырье для производства купажированного Дахунпао меняется каждый год в зависимости от многих факторов - урожая, погодных условий и прочих, поэтому и вкус напитка может измениться до неузнаваемости.
Что касается тех самых материнских кустов Дахунпао, о которых и рассказывают легенды, они растут в местечке Цзю Лун Кэ, расположенном к западу от монастыря, и круглый год орошаются родниками, бьющими из скал. Кроме того, есть информация, что в 1960-е годы аналогичные кусты были обнаружены возле утесов Бэй Доу и Хо Янь. Черенки с них были привиты на несколько экспериментальных кустов, однако и этого чая оказалось очень мало, чтобы удовлетворить потребности всех любителей благородного напитка.
Впрочем, информацию о поступлении на рынок подобного «размноженного» чая вполне справедливо опровергают многие китайские специалисты, утверждая, что привитые кусты с настоящим Дахунпао не имеют ничего общего. Возможно, когда-нибудь селекционерам удастся воссоздать тот самый чай, который излечил китайского сановника, если верить легенде. Пока же ценители этого напитка довольствуются купажами, которые, тем не менее, сохраняют большинство удивительных свойств истинного Дахунпао.